В прошедшем 5 июля III Межрегиональном фестивале славянской культуры "Русское поле" приняли участие народные мастера из 19 регионов России. Большинство из них ‒ хранители русских ремесел и промыслов. Но были и умельцы, сумевшие на основе традиционных русских стилей создать совершенно новые.
Такой уникальный народный художник с индивидуальным подходом - Елена Сергеевна Туманова из города Кольчугино Владимирской области . Она мастер декоративно-прикладного искусства и создатель авторской росписи по дереву, похожей на сложное бисерное плетение ‒ "Тумановской". Увлечение Елены Тумановой превратилось в семейное дело. Ее сподвижники и помощники: резчики по дереву Сергей Туманов (муж) и Максим Виноградов (зять), художница Антонина Виноградова (дочь).
Свою историю о том, как дипломированный архитектор стал художником по дереву, и о том, как формировался уникальный стиль, Елена рассказала в интервью "НацАкценту".
— Елена, как вы начали заниматься росписью по дереву?
— Начну с того, что больше четверти века назад я начала заниматься росписью по дереву. Получилось так, что, получив диплом архитектора, я приехала по распределению в город Кольчугино Владимирской области. Дальше ‒ самое элементарное: вышла замуж и родила дочку. По мне ночам не спалось, и я начала расписывать ненужные доски. А ведь архитектор отчасти и художник, и дизайнер!
— Как появился ваш авторский стиль?
— У меня по жизни получается так, что я работаю по принципу Дали: "Научись писать, как старые мастера, а потом пиши, как хочешь". Сначала освоила все традиционные стили, а потом создала свою роспись. Я всерьез занялась изучением городецкой, хохломской и полхов-майданской росписи. Меня очаровала городецкая. В какой-то мере я достигла совершенства и в традиционной и в современной, авторской, росписи. И в 2003 году на конкурсе мастеров резьбы и росписи по дереву в Нижнем Новгороде я представила свои работы. Тогда я точно не знала, в каком направлении двигаться: совершенствовать ли свой стиль или продолжать заниматься городецкой росписью. И, наверное, подтолкнула меня к принятию решению известная искусствовед, с которым мы познакомились на этом конкурсе. Она сказала одну фразу: "В городце и так уже много всего, а у вас что-то особенное есть".
— Расскажите, пожалуйста, о технике росписи.
— Техника росписи основана на базовых приемах традиционной росписи. Здесь основной элемент ‒ цветок. Мы создаем его за счет так называемой "оживки" и получаем различные орнаменты. Позже, после расположения композиции на основе, начинается травка. Есть даже некоторые работы, где с помощью базового узора нарисованы соборы. Золотые ворота во Владимире и церковь Покрова на Нерли, конечно. Конечно, это очень муторно и сложно. Орнаменты все разные, хотя состоят из базовых элементов. Никаких эскизов я никогда не делаю, как и мои дети. Если мы говорим о тарелке, ее нужно просто разбить на сектора и начать "крутить" узоры по-разному. То есть никогда точно не знаешь, что получится, и это интересно. По цветовой гамме моя роспись очень сдержанная. Например, я беру в качестве основного синий цвет, для цветов смешиваю белила с синим, обязательно использую чистый белый цвет и золото, а также его оттенки. То есть, это минимум. А в городецкой росписи, например, цветовая гамма очень яркая.
— Видно, что это очень кропотливая работа. Сколько времени уходит на роспись одного изделия?
— Времени на роспись уходит очень много. Конечно, все зависит от размера изделия. Если измерять по восьмичасовым рабочим дням, получится от одной недели до четырех. В зависимости от диаметра. Сначала все выполняется в карандаше, потом закрашивается фон, то есть обрисовываются краской все мельчайшие детали, далее выполняется сам орнамент гуашью, а мелкая разживка ‒ акварелью, контуры ‒ акрилом 144 номера. Я даже издаю книги, где поэтапно расписана технология росписи и основные элементы.
— Такое трудоемкое дело должно приносить большое удовольствие, когда процесс завершен, это так?
— Работа абсолютно окупается тем удовлетворением, которое испытываешь, когда смотришь на законченную роспись. Конечно, мне как мастеру не все нравится в законченном изделии, но все равно сам процесс доставляет радость. Я уверена, что творчество всегда спасает человека. Были какие-то тяжелые времена, но когда я садилась за роспись, я понимала, что для меня это отдушина.
— Скажите, как появилось название вашего стиля?
Роспись названа по моей фамилии. Когда мы приезжали куда-то, все спрашивали, как она называется. Вот я и подумала, что фамилия неплохая, и звучать в качестве названия будет хорошо. Так и решила назвать ‒ "Тумановская роспись".
— Это творческое увлечение стало вашей основной деятельностью?
— Конечно, нет. Я давно привыкла к тому, что для меня это не источник основного дохода. На таких фестивалях-ярмарках я не бываю часто, в основном работы показываю на выставках, закрытых показах. Уже три года я работаю директором Картинной галереи города Кольчугино и руковожу студией росписи, преподаю в школе. Честно скажу, эта художественная студия сделана специально под меня. Наградами своими не хвалюсь, но тем не менее... Имею президентский грант, являюсь победителем всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя", но самое главное, конечно, медаль "За заслуги перед Отечеством" второй степени.
Тэги