В старинной русской песне поётся о том, что у берёзы есть целых четыре дела: мир освещать, скрип утешать, больных исцелять и чистоту соблюдать. И действительно, берёзовые лучины, которыми раньше освещали помещения, горели долго, ярко и не искрили. Берёзовым дёгтем смазывали оси у телеги, чтобы не скрипели. Отвар берёзовых почек и сегодня широко используют в медицине, а чистоту наводят вениками: не только полы подметая, но и тела в банях отпаривая. Но разве обо всём в песне скажешь? Во многих российских губерниях из бересты плели лапти, короба, корзины, шкатулки, чемоданы, детские игрушки, рамки для картин. О старинном народном промысле "НА" рассказала народный мастер России из Кемерово Ирина Николаева.
- Плетение из бересты – старинный русский мужской народный промысел! Такая работа требует огромного физического напряжения. Вначале бывало, что у меня даже кровь под ногтями выступала, стольких усилий требует эта работа. Зато получаются изделия очень прочные, добротные. В старину вообще так плели, что туеса воды не пропускали! Современные мастера часто удивляются моим изделиям, считают их недостаточно изящными. А я, в свою очередь, думаю, что их – недостаточно прочные. Может, дело ещё и в том, что у нас здесь береста особая, толстая. Изделия из неё крепкие, словно деревянные.
– Зачем же так мучить себя, плести, чтобы изделие не пропускало воду? Нельзя ли просто снять кусок коры, соединить по шву, укрепить, приладить донышко из дерева? Это же проще!
– Раньше так и делали. Соединяли по шву, донышко из кедра делали. Хранили в таких туесах и сметану, и молоко. Но охотникам, например, нужны были вещи более удобной формы. Скажем, солонки. А уж солонка-то точно воды не должна пропускать, иначе соль отсыреет. Потому их прямо так и проверяли: наполняли солью и бросали в воду. Намокла соль – солонку выбрасывали. Рыбаки брали с собой червяков в берестяных коробочках. Сплетёшь такую неплотно, так вся наживка расползётся! Куртки и сапоги делали из бересты. А что это за куртка, если сквозь неё вода проходит?
– Не жестковато в такой куртке по лесу-то ходить?
Бересту же можно расслаивать. Даже до толщины бумаги. Так что хоть с современными материалами и не сравнить, куртки получались достаточно мягкими и прочными.
– Но ведь изделия из бересты служат недолго. Отправляясь на ярмарку в город, крестьянин, например, брал в дорогу не одну пару берестяных лаптей.
– Возможно, но некоторые изделия, если ими правильно пользоваться, легко переживут многие вещи из современных материалов. Я встречала берестяные корзины, которым больше ста лет. Чаши для блинов, которые постепенно пропитывались маслом, становились со временем словно замшевыми и тоже служили очень долго. Для этих вещей важно, чтобы ими пользовались, а не просто хранили на полках.
– На каких изделиях вы учились плести?
– Раньше чаще всего делали лапти, короба, шкатулочки, зернушечки. На них я и тренировалась. А вот плетёные фигуры вначале казались верхом мастерства, чем-то недостижимым. Недавно к Году Лошади сплела сразу две большие фигурки. Конечно, это новое веяние, но наши предки тоже не только утварь плели. Делали, например, погремушки или шаркунки. Замечательное изобретение: и игрушка, и оберег, и погрызть можно, когда зубы режутся. Сейчас для украшения интерьеров делаю ещё и берестяные картины, используя некоторые приёмы лоскутного шитья. У нас зачем-то подобное называют пэчворк.
– Бересту сами заготавливаете или покупаете?
– Самой заготовить – дело непростое. Чаще покупаю. Снимают кору в конце мая – начале июня, когда в лесу больше всего клещей, да и комары уже не спят. Осторожно, чтобы не повредить лубок – внутренний слой коры, не более 60 сантиметров. Материал сразу же нужно очистить, разрезать на полосы. Да и полос одного тона необходимо сразу заготовить столько, чтобы хватило на изделие, иначе потом придётся плести из полос разного цвета. Такую работу мы считаем некачественной. Кстати, начал плести, останавливаться нельзя – иначе береста высохнет. Другими словами – плетёшь, пока всё изделие не закончишь, не закроешь наружный край. Так что иногда начинаешь утром и заканчиваешь только на следующий день.
– Вы сказали, что плести нужно, пока не высохнет. Бересту предварительно замачивают?
– Конечно, и от того, как долго она лежит в воде, тоже часто зависит её оттенок. Кстати, мои кошки давно уже пьют только ту воду, в которой я замачиваю бересту. Как-то разнюхали, что есть такой напиток, и обычную воду нынче не очень жалуют. А народные целители и сегодня лечат желудочные заболевания с помощью самых тонких верхних чешуек бересты. Заставляют больных долго-долго эти чешуйки жевать. Так что кошки знают что делают.
– Сами-то в обиходе пользуетесь берестяной утварью?
– Конечно, есть у меня и короба, зауженные кверху, их называют зернушками, поскольку используют для хранения сыпучих продуктов. Есть для лука корзиночка и хлебница. Сейчас мастера иногда, как и в старину, смазывают берестяные полосы, чтобы при плетении они лучше скользили. Чтобы хлеб не плесневел и не сох, плести хлебницу надо плотно, а вот пользоваться маслом нельзя – береста обязательно должна дышать.
– Как теперь набираетесь опыта или желаемый рубеж достигнут?
– Я много путешествую по России, стараюсь бывать на ярмарках. Реже, конечно, чем хотелось бы. Большого дохода промыслы не приносят, но иногда поездку окупить удаётся. Вот там-то мастера и учатся друг у друга. Все привозят свои работы на продажу. Ходим, смотрим, кто и с чем приехал. Интересны не только изделия из бересты. Обратишь внимание на чьё-нибудь творение, идею, а потом воплотишь в бересте. Мы делимся друг с другом секретами, порой даже покупаем изделие, чтобы расплести и посмотреть, как удалось создать тот или иной элемент фигурки, как так хитро краешек заработать. Не все ведь всё сами расскажут.
– Кроме мастеров, которые покупают ваши изделия, чтобы овладеть секретами, кто ещё подходит на ярмарках?
– Сувениры покупают на подарки. (Смеётся.) Шаркунки, ангелочков, котят, собачек. А иногда и большие изделия берут: пестери или заплечники, короба с крышками. Думаю, что больше для украшения интерьера. Они ведь добротные такие, со стариной, деревенским бытом ассоциируются.
– О чём как мастер мечтаете?
– О мастерской с большим залом, где могла бы показывать коллекцию своих изделий из бересты, она у меня очень большая. Да и заниматься с детьми могла бы там, учить их тому, что умею сама. Сейчас иногда мои выставки проходят в городских библиотеках. Я всегда считала, что береста – тёплый, солнечный материал. А совсем недавно узнала, что на каком-то из восточных языков "бер" – это "солнце". Выходит, что не одна я так чувствую это дерево. Не представляю теперь, как раньше могла жить без бересты. Она помогает, когда грустно. А когда хорошее настроение, хочется сесть и что-то такое сплести, чтобы сохранить эту радость, поделиться ею с другими.
Тэги