Роман Силантьев

Национальный акцент
Роман Силантьев
О персоне

Исламовед

Зачастую адаптация мигрантов имеет сложность именно из-за того, что они сельские жители

Российский религиовед, социолог, историк религии, исследователь ислама, кандидат исторических наук, доцент Московского государственного лингвистического университета, автор книг по исследованию ислама.

Узнать больше
У нас не терпели людей, а по-настоящему дружили с ними

Возможна ли дружба народов в многонациональной России? Социолог и религиовед Роман Силантьев попытался найти ответ на этот вопрос. Также он рассказал, нужно ли возрождать Министерство по национальностям и почему необходимо ужесточить законодательство.

- Сегодня многие говорят о толерантности. Как Вы понимаете это определение? 

- В концепции католиков и православных все народы перед Богом равны, независимо от цвета кожи. Исторически христианство распространялось на территории, где проживало немало негров. Считать их "недочеловеками" никому и в голову не приходило. До сих пор в нашей православной церкви более ста этносов. Какой тут может быть национализм?

Но с появлением протестантизма сложилась противоположная теория: есть народы, предопределённые к спасению, они являются высшей расой. А негры, индейцы и прочие,  -"недочеловеки ". Позже для протестантов признание негров людьми стало большим прорывом.

Выходит, толерантность можно определить как гибрид между этой теорией расовой неполноценности и нормальной ситуацией, когда все взаимно друг друга уважают.

В той же Америке сегодня не сильно развита дружба между народами, не часто заключаются межнациональные браки. Представители разных рас смотрят друг на друга без энтузиазма, но их заставляют сосуществовать вместе. Вот это и есть толерантность – когда ты не любишь человека, но вынужден его терпеть. У нас все по-другому. У нас не терпели людей, а по-настоящему дружили с ними. 

- Некоторые эксперты считают, что Россия может повторить судьбу Франции, где мигранты, которым платили социальные пособия, стали вести себя агрессивно, создали гетто. Такие районы есть и в Америке, и у нас. Как Вы считаете, это представляет серьёзную угрозу для страны? 

- В Советском Союзе существовало распоряжение ограничивать компактные поселения людей. Например, не допускалось, чтобы дом был целиком заселён выходцами из одного места. Для власти гетто  - вещь неприятная. Это мини-государства, в которых очень сложно поддерживать правопорядок: круговая порука, зачастую собственная полиция, свои тюрьмы, социальная сфера. Это идеальное прикрытие для преступной деятельности. Пока полноценного гетто у нас нет, и желательно, чтобы не было. Иначе криминогенная ситуация обострится. 

- Скажите, а насколько реально существование так называемых кавказского и поволжского джамаатов? 

- Джамаатов у нас великое множество. Вообще, как правило, это небольшие группы, которые могут объединяться или не объединяться в альянсы. Практически в каждом регионе России есть такие структуры: где-то их больше, где-то меньше. Но, к сожалению, география весьма широка. В этом году ФСБ провело целый ряд зачисток, причём начав с февраля, ещё до событий в Бирюлёво и на Матвеевском рынке. География - от Пскова до Сахалина, от Астрахани до севера Красноярского края... 

- При правительстве Ельцина существовало Министерство по национальностям. Как Вы считаете, его нужно возрождать?

Это было дурное Министерство, которое Путин разогнал со скандалом, потому что оно приносило больше вреда, чем пользы. Сегодня этими вопросами должны заниматься правоохранительные органы, - для отслеживания ситуации достаточно и существующих структур. А чтобы эту ситуацию исправлять, нужны дополнительные чиновники в МВД. 

- Какой метод решения межнациональных конфликтов Вы могли бы предложить? 

- Необходимо придумать совершенно новую политику и честно говорить о проблеме. Также дружбу между народами может возрождать Министерство культуры с помощью хороших фильмов и передач.

Российское законодательство не позволяет ограничивать перемещение граждан по стране. У нас нет черты осёдлости. Другой вопрос: с какой целью люди приезжают в Россию? Если вербовать сторонников и распространять ваххабизм, то есть масса возможностей "попросить на выход" таких гостей. Я считаю, что лишать гражданства и депортировать нужно не только мигрантов, но и граждан. 

- А как правильно донести до приезжих определенные правила поведения, которые они должны соблюдать? 

- Как правило, сначала их пытаются увещевать. Зачастую адаптация мигрантов имеет сложность именно из-за того, что они сельские жители. Был такой исторический антагонизм, а сегодня он усугубляется и другими факторами. Надо честно их учитывать, и объяснять людям или принуждать их к нормальному поведению.

Например, в странах Персидского залива и даже в Белоруссии не забалуешь – там в пьяном виде не будешь приставать к местным женщинам, тебя сразу за твой же счёт и депортируют, а перед этим еще и отсидишь. Поэтому приезжие прекрасно знают, что будет за минимальное нарушение законодательства или норм поведения. 

- Нам можно ожидать какие-то улучшения в плане межнациональных отношений? 

- Некоторый оптимизм есть. Всё-таки в этом году терактов стало значительно меньше, чем в прошлом. Понизились потери среди правоохранителей и повысились среди террористов, многие из которых покинули страну, причём целыми группами. Но они не сдаются, меняют тактику.

До победы ещё далеко, но позитивный перелом в этом году все же наметился. Риторика властей изменилась. Думаю, законодательство будет ужесточаться, ведь тут, конечно, никакой мягкости проявлять нельзя.

 

Тэги

Чтобы задать вопрос необходимо авторизоваться.