Валентина Харитонова

Национальный акцент
Валентина Харитонова
О персоне

Руководитель группы медицинской антропологии Института этнологии и антропологии РАН

Когда вы идете в поликлинику, разве всегда уверены, что не попадете к шарлатану?

Доктор исторических наук,  доцент, руководитель группы медицинской антропологии Института этнологии и антропологии РАН

Узнать больше
Меж двух медицин

Отношения россиян с системой здравоохранения простыми и однозначными не назовешь. Большинство вынуждено решать свои проблемы со здоровьем самостоятельно. Обращение к  знахарям да целителям у нас в особом почете: люди охотно верят в заговоры, травки, настои, примочки и прочие снадобья по "бабушкиным" рецептам… Имеет ли право на существование в 21 веке народное знание, проверенное столетиями на поколениях наших пращуров? "НА" побеседовал об этом с Валентиной Харитоновой - доктором исторических наук, доцентом, руководителем группы медицинской антропологии Института этнологии и антропологии РАН.

- В новейшей истории целительство набирало обороты годов с 80-х, но официально признано было лишь в 1993 году - новым законом о здравоохранении, где в 56-ой и 57-ой статьях речь шла как раз о целительских практиках. Альтернативный медицинский подход сформировался на стыке разных практик: магико-медицинских, магико-мистических, традиционной медицины и этномедицины. В целительстве найдется все: парапсихологические концепции, биоэнерготерапия и масса других вещей, которые связаны с возможностью воздействия или невоздействия на человеческий организм. Была даже разработана система подготовки народных целителей, а в трудовом законодательстве прописан порядок получения квалификационных документов.

- Есть люди, у которых в трудовой книжке написано "целитель"?!

- Да, профессия "народный целитель" законодательно оформлена.

- Со стороны кажется, что это какая-то абсолютная самодеятельность, полушарлатанское поле, а оно оказывается еще и под сенью закона. Наверняка начиналось все с подвижников, которые имели дар и особую подготовку. Но те, кто потом хлынули в эту сферу вызывают большие сомнения. Хочется понять, кто в целители идет? Есть ли такие системы двух медицин – официальной и народной - в других странах?

- Сфера эта очень пестрая и чрезвычайно сложная. Но когда Вы идете в поликлинику, разве всегда уверены, что не попадете к шарлатану?

Часто люди идут к знакомому врачу либо по чьей-то рекомендации. Визит в поликлинику наобум неизвестно чем закончится. Даже в Москве. Что ж говорить о сельских просторах Сибири, где порой кроме медсестры на многие километры никого нет. Да и те, кто в клиниках принимают людей, не всегда блещут знаниями: ставят противоречивые диагнозы, назначают дорогостоящие и не всегда безопасные исследования или выписывают спорные препараты, которые не сколько лечат, сколько калечат…

Лет тридцать назад в одном из народных медицинских центров был поставлен своего рода эксперимент. Пациенты, приходя на прием к целителю, в обязательном порядке должны были посетить и врача. И этот медицинский контроль несколько месяцев осуществлял специалист высочайшей квалификации – профессор, доктор наук, завкафедрой крупнейшего медицинского заведения страны. По результатам он сделал доклад на ученом совете, от которого всем стало дурно. Выяснилось, что порядка 84%, обратившихся за помощью в центр народной медицины, пациенты, которым в официальных медицинских учреждениях неправильно поставили диагноз. Соответственно, они безрезультатно лечились, наживая себе новые проблемы. И, в итоге, приходили в этот центр, потому что им просто больше некуда было пойти.

- Значит всему виной низкий уровень профессионализма представителей официальной медицины?

- В том числе. Обращаются к народным врачевателям не только в нашей стране. В Болгарии "лечительство", как его там называют, очень хорошо представлено и активно развивается. Я сотрудничаю с представителями болгарского здравоохранения, которые исследуют традиции. Например, распространенность альтернативной медицины и то, насколько люди ей доверяют. Так, госпожа Янева-Балабанска работала с представителями народной медицины: знахарками и травниками, специалистами, которые называют себя экстрасенсами и пациентами традиционных и нетрадиционных лечебных учреждений. В этом исследовании участвовало 100 медицинских специалистов и 234 простых гражданина, не имеющих отношения к медицинским профессиям. Из них целителей посещали 35%, а медиков 59,4%. Все анкетированные имели среднее или высшее образование.

- Даже сами медики признают свое бессилие?

- И не только в Болгарии, но и у нас!

Я у многих бабушек-знахарок спрашивала: "К вам из врачей кто-нибудь за помощью обращается?". На что они отвечали: "А куда же им идти?"

Кстати говоря, женщины о таких вещах осведомлены лучше мужчин, они чаще озабочены сохранением здоровья - своего и всей семьи. Статистика показывает: чем выше уровень образования, тем люди более расположены к лечению природными средствами, травами. Возможно потому, что понимают: от современной медицины может быть и польза, и вред.

- То, что мы сейчас называем медициной в историческом плане существует относительно недавно. Но ведь и до того, как система земских врачей накрыла всю страну, люди как-то выживали, сохраняли свое здоровье. В нашей стране 190 народов, у каждого - есть своя система сохранения здоровья. Почему мы игнорируем столь богатые традиции? Это высокомерие, глупость или просто некому опыт этот передать?

- Я тоже задумывалась над этим, интересовалась у опытных медиков, почему так происходит. Все признают, что даже спецкурсы такие в медвузах есть, но, отчего-то будущие врачи не слишком охотно их посещают. Медицинская антропология в ее классическом варианте, хорошо представленном в Америке или Европе, у нас пока непопулярна. Как-то я делала доклад по поводу эпидемий чумы, как они возникали и во что превращались. Представьте себе, даже геополитические интересы иногда играли важнейшую роль в том, каким образом с этой напастью боролись!

- То есть в некоторых случаях могут вообще не бороться?

- Возможно. И не случайно на Западе антропологи анализируют все медицины, как равноправные. Мы должны посмотреть, чем те или иные подходы ценны. И то, что современная медицинская наука шагнула далеко вперед, не означает, что все, что было раньше, никуда не годится.

У нас в стране все варианты медицины представлены, и у каждого есть право выбора. Альтернативные методы иногда официальная медицина не принимает. Но есть группа методов, которые объединены комплементарной медициной. Их часто включают в восстановительные лечебные мероприятия. Или традиционно-восточные подходы: рефлексотерапия, например. Хорошо развиты методы мануальной терапии. Некоторые современные клиники уже строятся по интегративному принципу, где представлены гирудо-,  фито-, ароматерапии и даже экзотические методы, применяемые в шаманизме. Причем все грамотно объединено: квалифицированные медики сотрудничают с народными целителями и представителями традиционных восточных медицин. Вот это и есть лечебные учреждения будущего.  

- Они где-то уже действуют?

- Да. Например, в Улан-Уде есть центр восточной бурятско-тибетско-монгольской медицины. Вариант тибетской медицины, которая адаптирована к условиям Бурятии. Этот центр вписан в систему республиканского здравоохранения. Есть поликлиника и профилакторий в пригороде, а еще санаторий на Байкале. Центр преимущественно медицинский, но там работают и лекари - эмчи-ламы. 

Тэги

Чтобы задать вопрос необходимо авторизоваться.