Владимир Ситников

Национальный акцент
Владимир Ситников
О персоне

Завкафедрой народного художественного творчества тверского филиала Государственной академии славянской культуры

Всё, что есть в традиционной культуре, и наполняет духовностью жизнь человека. И если нам ничего этого не надо, тогда, извините, кто мы? Биологические животные, называющимися "человеком прямоходящим"

Ситников Владимир Иванович — музыкант, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой народного художественного творчества Филиала Государственной академии славянской культуры в г. Твери.

Узнать больше
Талант быть русским

О том, что традиционная культура титульной нации всё глубже уходит в забвение, сегодня не говорит только ленивый. "НацАкцент" нашёл человека, который не только родной культуры не забывал, но и другим о ней напоминать не устаёт. Ситников Владимир Иванович – заведующий кафедрой народного художественного творчества Тверского филиала Государственной академии славянской культуры, профессор, кандидат педагогических наук точно знает, как вернуть русским чувство национального достоинства. Нужно просто вовлечь их в традиционную культуру.

 — Заявление о своей этнической принадлежности я должен подтвердить делом, а не словом. Своей приобщенностью, своей включенностью в эту культуру. И включенность эта может быть разного уровня: начиная от эмоционального приятия и чувства гордости. Но лучше бы родной культурой владеть, обладать способностью функционировать в рамках этой культуры. Как наши предки: они создавали эту культуру, наследовали и передавали. В каждом человеке есть творческое начало. И потому, например, он не может просто исполнять песню, он всегда будет это созидать.

— А, если у меня от природы ни слуха, ни голоса…

— Сущностная черта традиционной культуры – это всеобщность. Всеобщность как всеобщее участие в художественной традиционной жизни. Так что, пели все. Точнее, подпевали. А запевали те, кто талантом наделён. Самородки, которых признавала вся округа. Сообщество их выдвигало, и говорили: "Ну, Маня, запевай!". Причём у разных жанров — песенного, инструментального, хореографического — были свои признанные лидеры. Всегда была хороводница, которая заводила хоровод. Лучшее всегда ценилось, лелеялось, уважалось.

— Давайте вернёмся в день сегодняшний. Надеюсь, у Твери ритм чуть помедленнее. А что делать жителям мегаполисов? Опомниться некогда. Когда ж тут петь?

— Время помузицировать либо сделать что-то своими руками найти всё-таки можно.

— То есть Вы разрешаете не петь всем. Кому-то можно выразить эмоции иным творческим делом.

— Я разрешаю всем петь! Вслед за мной. Мы разучились праздновать. Раньше как было, если я не поучаствую в праздничном действии, значит, праздник прошёл мимо меня. А сегодня вся концепция празднования направлена на то, что тебе предоставят услуги по развлечению: сядь у телевизора, сходи в кино… Праздновать люди не умеют! А мы, когда собираемся, поём. И в нашу сегодняшнюю жизнь включаем традиционные праздники: святки, Масленицу, встречу весны, Красную горку, Троицу… Без них просто нельзя!

— Отчего ж нельзя? Скотину в поле не выводите, пашню не открываете, ничего не жнёте?

— Нельзя. Потому что должен человек чувствовать своё единство с природой. Когда человек выстраивал гармоничные отношения с миром, он себя считал частью природы, а саму природу — божественным началом. И эта мировоззренческая концепция делала человека Человеком.

А сегодня, когда мы надеемся на технику, отлучились от природы — мы не можем уже ей радоваться. Она нас больше не вдохновляет. Вы знаете, что случается, когда мы выходим с детьми — у нас в Академии почти все студенты руководят детскими творческими коллективами — и закликаем весну. Одно дело спеть на утреннике — нет акустики, всё бутафорское и получается неестественно. Другое дело — на открытом воздухе. Для себя, не для публики. Как споём! А там эхо. И солнышко светит. И вот вижу, стоит девочка — уже большая, ей четырнадцать лет. Плачет. Спрашиваю, что случилось. Она отвечает — красиво. Человека прошибло этой красотой.

Подпись к фото: Владимир Ситников и студенты кафедры народного     художественного творчества Тверского филиала ГАСК.

Есть семантика звука. Смысловая нагрузка звука вообще. Мы сегодня говорим, погремушка — это, мол, отпугивать злых духов, свистулька для того же. Да, нет же. Погремушка и звуковая игрушка — то, что сейчас мы называем игрушкой, а прежде это был магический инструмент — это то, что показывает появление жизни. Ребенок заплакал, значит, будет жить. Петух пропел — родился новый день.

И потому мы своими песнями помогаем природе проснуться после зимы, наполняем ее звуками. И это уже совершенно другое, богатое, одухотворённое отношение человека к природе. А не просто пошёл погулять, удовлетворить свою биологическую потребность. Надбиологическое гораздо важнее — это и есть суть человеческого.

Возьмите глиняную игрушку — это же не просто птички, это не просто коники — это символ солнца. Это не просто баба — это прародительница всего сущего. И если я сделал такую вещь и подарил вам, то не коника подарил, не игрушку, а солнышко, счастье, плодородие, которое в вашем доме будет обеспечивать здоровье "и овечье и человечье". Все эти смысловые нагрузки, всё то, что есть в традиционной культуре, и наполняет духовностью жизнь человека. И, если нам в нашей сегодняшней жизни ничего этого не надо, тогда, извините, кто мы будем? Биологические животные, называющимися "человеком прямоходящим". Не более того. Традиционная культура с ее мировоззрением, не как картинка, не как предмет для эстетического любования, а как смысл для нас сегодня очень важна и именно для того, чтобы быть людьми. 

Тэги

Чтобы задать вопрос необходимо авторизоваться.