Гаджимет Сафаралиев Председатель Комитета по делам национальностей Госдумы шестого созыва

«Русская НКА - противоречит самому определению национальная культурная автономия!».
09 октября 2012
О персоне

В 1972 году окончил физический факультет Дагестанского государственного университета.

В 1975 году окончил аспирантуру Ленинградского технического института.
Доктор физико-математических наук.

C 1990 года по настоящее время заведующий кафедрой экспериментальной физики Дагестанского государственного университета.

19 декабря 1999 года был избран депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва по общефедеральному списку избирательного блока "Медведь". Заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке. В последующие годы также занимал должность депутата Госдумы.

В 2011 года избран депутатом Госдумы шестого созыва от "Единой России". Возглавил Комитет ...

Узнать больше о Гаджимет Сафаралиев

Сафаралиев: Русская НКА - противоречит самому определению национальная культурная автономия!

"Задача современной государственной национальной политики в РФ состоит в укреплении духовной консолидации многонационального народа России как единой гражданской нации", – значится на главной странице сайта Комитета Государственной Думы по делам национальностей . О том, что сделано в этом направлении комитетом в этом году и о планах на нынешнюю сессию "НацАкценту" рассказал его руководитель Гаджимет Керимович Сафаралиев.

- Сессия – небольшой промежуток времени для серьезных законотворческих инициатив. В прошлую сессию мы в основном занимались тем, что разбирались с законопроектным портфелем Комитета, который, к слову сказать, содержал инициативы депутатов еще третьего и четвертого созывов Госдумы. Провели своеобразную ревизию, в результате которой по нашим рекомендациям Государственная Дума отклонила в первом чтении четыре законопроекта. В их числе предложение депутатов фракции ЛДПР об обязательности изучения, помимо государственного, иного языка народов России, только в случае, если этот язык является для гражданина родным. 

- Гаджимет Керимович, скандальная ситуация в Татарстане связана именно с тем, что там как-то лихо ввели образовательные нормы, в результате чего русский язык оказался для всех без исключения учеников в статусе "неродного". Может, зря комитет отклонил это предложение жириновцев?

- Проблема есть. Законопроект, разработанный депутатами фракции ЛДПР, своей целью провозглашал дополнительное обеспечение прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания и обучения. Однако, выполненный в такой юридической технике, он внес еще большую путаницу в и без того непростую ситуацию. Фактически депутаты предложили ограничить права одних граждан по отношению к другим, а принципом такого ограничения избрали национальную и языковую принадлежность! С принятием такого варианта закона, мы бы запретили всем гражданам с родным русским или иным языком, не совпадающим с титульным языком республики, изучать государственный язык республики Российской Федерации. Но такого, естественно, допустить было нельзя. 

Разрешение конфликтных ситуаций и обеспечение прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания и обучения – важная задача. Мы сейчас активно работаем над уточнением понятия "статус языка", это позволит одинаково для всех граждан России решать вопрос обязательности изучения того или иного языка из числа языков народов России. В многонациональной России двуязычие и многоязычие естественно!  Я из Дагестана, где огромное количество языков. Между собой мы часто общаемся на русском. Но я стараюсь освоить, хотя бы на разговорном уровне, самые разные языки и наречия. Без этого не обойтись публичному человеку. Поехал в какой-нибудь высокогорный аул, а там не очень хорошо говорят по-русски. Скажи хоть пару слов на языке местного жителя, и к тебе уже совсем другое отношение! Приятно.

- То есть язык как способ расположить к себе?

- В том числе. Знание языков сближает народы. У нас многие русские, проживающие в Дагестане, знают кавказские языки и свободно на них говорят.

- Давайте вернемся к итогам прошлой парламентской сессии.

- Комитет обстоятельно рассмотрел и рекомендовал отклонить законопроект "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации", который был внесен еще в 2003 году и потерял свою актуальность. Другие два "пакетных" законопроекта "О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации" также подготовлены Комитетом к отклонению Государственной Думой. На основании того, что предлагаемые нормы уже закреплены действующим законодательством, а отдельные - его дублируют.

- То есть первая сессия прошла под эгидой генеральной уборки того, что предлагалось за последние 9 лет?

- Не только. Мы провели "круглые столы" по проблемам культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока,  а также внутреннего туризма как формы сохранения этнокультурного развития народов России.

- Может, стоит тогда сразу проводить "круглый стол" по межнациональным бракам, которых в нашей стране становится все меньше?

- Внутренний туризм может помочь и в этом. (Смеется – прим. ред.) Но главная задача этнокультурного туризма - способствовать развитию толерантного отношения между людьми. Кроме того, в России достаточно красивых мест, памятников архитектуры, искусства и т.д. Вот мы и собрали туроператоров, ВУЗы, которые занимаются подготовкой специалистов в области туризма. В ходе обсуждений стало ясно, что не может быть национальной политики без миграционной и наоборот. 

- Каковы законотворческие планы на ближайшие месяцы?

- Согласно одному из первых Указов действующего Президента России сейчас активно разрабатывается новая Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, которая должна быть утверждена до конца текущего года. И нашим ближайшим приоритетом будет ее законодательное обеспечение. 

- В прошлые созывы у Комитета, который Вы сейчас возглавляете, были серьезные проблемы с кадрами: работа над "делами национальностей" считалась малоперспективной.

- На сей раз желающих было больше, чем мы могли взять. Десять  депутатов представляют все 4 фракции политических партий Госдумы. Состав у нас многонациональный: есть депутаты из Мордовии, Дагестана, Воронежской области.

- Русские-то есть?

- Большинство! Тамара Васильевна Плетнева, затем…

- Плетнева разве не немка?

- Будем считать, что русская.

- Хорошо, пусть русская немка. Мой вопрос связан с тем, что в последние годы у нас, к сожалению, под национальным вопросом и межнациональными отношениями долго подразумевали всех и всё кроме русских. После протестных выступлений в Москве и других регионах вектор начал меняться. И общество живо интересуется, кто в структурах занятых нацвопросом представляет русских. Ведь общественных организаций, какие есть у других народов, у русских практически нет. Как нет и автономии, представители которой могли бы войти, допустим, в президентский совет по межнациональным отношениям. Ваш Комитет  предлагает какой-то выход?

- Вопрос простой и сложный одновременно. Считаю, если мы законами не создадим возможностей для гармоничного, всестороннего развития и процветания русского народа, ни о чем другом вообще нет смысла говорить.

- А должны ли быть русские национально-культурные  автономии?

- Нет. Это противоречит самому определению - национальная культурная автономия. Какая может быть обособленная этническая группа, если у нас русское государство, русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все граждане страны независимо от национальности.

- Русское государство? Назовите хоть один документ, который бы говорил, что у нас «русское» государство.

- Государство у нас российское, а ядром нашего многонационального народа является более чем 100 миллионный русский народ...

- Это нигде не закреплено…

- Буквально это вряд ли необходимо закреплять. Конституция России начинается со слов: "Мы, многонациональный народ..."

- Вы говорите, что сегодня все активно работают над национальной политикой. И правда, появился Совет по межнациональным отношениям при Президенте России, разрабатываются стратегические документы и планы совершенствования законодательства в этой области. Однако в бюджете и с лупой не найти расходов на национальную политику. Что за раздвоение сознания? Как можно говорить, что стране нужна продуманная национальная политика, а финансирования на ее реализацию не предусматривать?

 - Сейчас подходы пересматриваются.

- Вы хотите сказать, что это временное недофинансирование?

- Скорее всего это просто некий переходный период.

- Мы можем себе позволить год переходного периода?

- Думаю, нет. Когда мероприятия в рамках государственной национальной политики «растворены» в бюджетах Минкультуры, Минрегиона и Минобрнауки,  - не правильно, это затрудняет оценку эффективности принимаемых мер. А нет оценки, значит и ответственность ничья. Поэтому целесообразно говорить о создании нового органа федеральной исполнительной власти, который будет отвечать за реализацию Стратегии государственной национальной политики России. Будет такое Министерство или федеральное агентство, будет и целевое финансирование, а значит, результаты реализации продуманной комплексной государственной национальной политики станут по-настоящему зримыми. К слову сказать, сегодняшний проект Стратегии государственной национальной политики предполагает принятие Планов реализации ее этапов на период до 2025 года, эти планы должны быть четко синхронизированы с процессом формирования трехлетнего бюджета страны. 

- Спасибо.



Чтобы задать вопрос необходимо авторизоваться.

5114