Ильдар Гильмутдинов

Ильдар  Гильмутдинов
О персоне

Председатель ФНКА татар

В Татарстане нет никаких проблем в отношениях между татарами, русскими, чувашами

Родился в Татарии 3 сентября 1962 года. В 1983 году закончил Казанский педагогический институт. Проходил службу в Советской армии, был комсомольским функционером, директором школы. В 1989 году закончил Высшую комсомольскую школу.В 1992 году назначен руководителем Совета молодежных организаций Татарии.В 1994 году стал заместителем председателя комитета Татарии по делам детей и молодежи. В 2001 году стал заместителем министра Татарии по делам молодежи и спорту.Депутат Госдумы от "Единой России". В Госдуме работал заместителем председателя комитета по физкультуре, спорту и делам молодежи. Председатель ...

Узнать больше
Гильмутдинов: В Татарстане нет никаких проблем в отношениях между татарами, русскими, чувашами

В процессе последней переписи татарами себя назвали 5 миллионов 300 тысяч человек. Нет региона, в котором этот народ не был бы представлен, и почти везде есть организации татар. Существует ряд крупных объединений, которые задают тон в работе. Как, например,  Всемирный конгресс татар, объединяющий всех татар мира.

Председатель совета Федеральной национальной культурной автономии татар, депутат Государственной думы РФ от "Единой России" Ильдар Ирекович Гильмутдинов  высказал свое мнение "НацАкценту" о проблемах сохранения этнической культуры, о госструктуре, которая могла бы помочь всем нам более гармонично жить в нашей родной стране.

- Чем живет Федеральная национальная культурная автономия татар России, которая объединяет 28 региональных организаций?

- Есть три кита, на которых мы строим свою работу: сохранение языка, культуры и традиций народа.

- Помнится, поднимался вопрос о том, нужна ли русским федеральная национальная культурная автономия. Решили, что вроде их так много, что и не нужна. Русские и татары два самых многочисленных этноса в нашей стране, мы столетиями живем бок о бок. Но татары создают подобные  организации, пытаются сохранить, защитить, передать детям свою "татарскость", а русские нет. Почему так происходит?

- Мы действительно объединяемся в общественные организации, особенно в тех субъектах РФ, где компактно проживают татары. Стараемся проводить там как можно больше мероприятий для детей и молодежи. Бывает очень обидно, когда дети не знают родного языка. А незнание языка ведет к тому, что теряется связь между поколениями, начинают забываться традиции. Переживая за то, что теряется язык, мы и объединяемся. Другими словами – ситуация вынуждает.

- Татарстан де-факто взял на себя культурно-просветительскую миссию по сохранению языка на всей территории РФ и даже за ее пределами: в республике и учебники печатаются, и преподавателей готовят, и программы разрабатываются, по которым учатся татары, живущие по всему миру. То есть, Татарстан заявляет о себе как о мощном центре распространения национальной культуры. А Россия вроде бы вся русская, а такого центра нет… Иногда говорят, что дело в том, что у русских нет республики, поэтому некому патронировать русскую культуру. Вроде бы все вкруг русское, а вот русской области или русской республики нет.

- Конечно, искусственно создавать какую-то республику это неправильно. Кроме того, стоит только выехать за рубеж, как все мы, за редким исключением, говорим – мы русские! Все читаем на русском стихи, поем русские песни и танцуем под них. Так что скорее необходима специальная государственная программа сохранения нематериального, культурного наследия народов России. И главное место в ней должно быть отведено именно русской культуре. И такая программа в лоне Министерства культуры разработана. Хотя она в меньшей степени ориентирована на русскую культуру, что я считаю неправильным. А между тем такая федеральная программа, подкрепленная в том числе и финансовыми ресурсами, могла бы реально изменить ситуацию. Конечно, нужно привлекать к этой проблеме и наше гражданское общество.

- А что же тогда в Татарстане происходит с русским языком? Народ недоволен, выходит на митинги. Сетует, что русский язык в Татарстане русскими изучается как неродной. Русский как родной почему-то не изучается. В обычной школе татарскому отводится пять часов в неделю,  а русскому - всего четыре.

- На территории Татарстана в соответствие с законом в равных условиях существуют два языка: русский и татарский. Во всех школах одинаковое количество и русского, и татарского. Проблема в другом. Я, например, в советское время еще, в деревне закончил татарскую школу. И все предметы: физику, химию, математику я изучал на татарском. Но при этом русский язык и литература давались нам в очень большом объеме, на высочайшем уровне. Даже в деревнях у нас были великолепные преподаватели. А сегодня, на мой взгляд, качество преподавания очень низкое, и татарского языка в том числе.

- Ну, говорят, есть еще другие причины. Тем, кто преподает сразу на татарском и на русском больше платят, чем русским учителям. Такие вот экономические механизмы включились, которые "вымывают" преподавателей.

- Нет ущемления по признаку преподавания на каком-либо языке. Сегодня по новым стандартам, по новым нормативам учителя получают, вы знаете, намного больше, чем раньше.

- Совсем недавно руководитель Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Минобрнауки Ольга Артеменко делилась другой информацией.

- Ольга об одном и том же поёт уже лет пять. Не знаю, когда она последний раз была в Татарстане и откуда у нее эта информация.

- Ну а почему тогда манифестации были в сентябре 2011 года?

- Это было связано с качеством преподавания. Есть проблемы, связанные с методикой. Я считаю, что тем русским детям, которые хотели бы изучать татарский язык и изучают его, не нужно учить его как родной. Он нужен им просто для общения, а грамматика...

- А их заставляют учить как родной?

- В этом весь вопрос. У нас же в соответствии с нашим законом об образовании очень много отдано на откуп самих школ и учителей, то есть, какие методики применять и в каких объемах. И это неправильно. Нам от этого надо уйти. Необходимо улучшить качество подготовки преподавателей вообще, не только русского языка и литературы, но и татарского языка и литературы. Ведь в последние годы желающих поступать в педагогические вузы было немного, слишком низкими были зарплаты. Давайте подумаем, что мы можем сделать. Может быть,  набирать спецкурсы, увеличивать стипендиальные фонды для этих категорий, и другие какие-то социальные выплаты. Кроме того, необходимо обязательно пересмотреть методику преподавания.

- Можно ругать Советский Союз со всей его административной системой, но ведь она регулировала и межнациональные отношения, и проблемы образования. Может быть, излишне жестко, но это работало. Сейчас мы оказались в ситуации, когда старую систему разрушили до основания, а то, что в песне называется "а за тем", не получилось. Мы постоянно обо что-то спотыкаемся. Один из таких камней преткновения - структура, которая должна в нашей стране регулировать межнациональные отношения. Какой Вы видите идеальную структуру, способную эффективно регулировать межнациональные и межэтнические отношения в такой стране, как наша: где живут 190 народов и говорят на 239 языках?

- Межнациональные отношения это настолько тонкий механизм, настолько аккуратно и бережно к нему нужно относиться, с учетом имеющегося опыта. Я бы рекомендовал изучить опыт работы Татарстана в плане межнациональных отношений. Ведь нет никаких проблем в отношениях между татарами, русскими, чувашами и т.д. И есть определенная выстроенная система работы, в том числе с общественными, национальными организациями. Например, председатель Государственного совета у нас возглавляет Ассамблею народов республики Татарстан. Вот какой высокий статус придали этой организации! И внутри нее очень дружно решаются все возникающие проблемы. Понятно ведь, что у председателя Государственного совета прямой выход на президента Республики, на принятие необходимых норм, решений. Понятно, что идеальная структура, наверное, сегодня невозможна. Не стоит принимать быстрых решений. Надо с субъектами посоветоваться, с учетом имеющегося опыта, узнать, как они видят эту работу. Мы должны посоветоваться с общественными организациями объединяющих русских. Часто проходят разного рода совещания на национальную тему, где русских практически нет. Ну, как такое возможно?! Мы для кого хотим все это создать? Только для нерусского населения что ли? Я считаю это неправильно. А создание Совета при Президенте полностью поддерживаю.

То, что предлагается на уровне президента – департамент. Орган, который будет принимать тактические,  стратегические, политические решения. Но кто будет заниматься реализацией этих политических и стратегических задач в повседневной жизни? Тут бы и подумать о создании министерства. Не забирая никаких функций у других министерств и ведомств. Можно не министерством назвать даже, а государственным комитетом. Но, так, чтобы он нес конкретную ответственность за те или иные решения, мероприятия, меры и так далее.

И еще раз повторю, без русского сообщества, без мнений организаций из субъектов РФ, мы не сможем создать ничего стоящего. А нам надо выстроить хорошую систему - на уровне правительства, на уровне других структур, если нужно Государственной думы, в особенности Совета Федерации.

- Хорошую систему, которая будет успешно регулировать наши этнические межнациональные отношения?

- Да! И еще один важный момент. Наша молодежь очень мало между собой общается. Мы должны знакомиться с культурой друг друга через фестивальные движения, совместные программы, проекты. Через туризм - узнавание территорий, на которых народы проживают. Вот тогда мы получим то подрастающее поколение, которое будет относиться друг к другу как к согражданам одной страны. Больше бы таких мер, а мы со своей стороны как общественная организация – Федеральная нациоанльно-культурная автономия татар  готовы содействовать государству в принятии и реализации таких решений.

 

Тэги

Чтобы задать вопрос необходимо авторизоваться.