Так уж случилось, что претворять в жизнь положения Стратегии национальной государственной политики России, утвержденной год назад - 19 декабря 2012 года - реально начали лишь несколько месяцев назад: после подписания двух планов реализации - собственно Стратегии и профильной ФЦП. На этом фоне разговоры о первой годовщине Стратегии стали лишним поводом позлословить тем, кто так и не понял о чем и для чего был разработан главный в национальной политике страны документ.
На юбилейных обсуждениях в научном, национальном сообществах и органах власти в первую очередь разбирали то, что мешает реализовывать положения Стратегии. Основной проблемой оказалось то, что документ не восприняли всерьез. С момента его принятия многие эксперты высказывались об инициативе в основном в заупокойном духе. Некоторые из них даже не знали названия того, о чем они говорят, и путали Стратегию с ФЦП "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России". В свою очередь СМИ, транслировавшие их мнения, тоже не потрудились самостоятельно разобрать и проанализировать предлагаемые правительством меры, полагаясь на точку зрения медийных лиц.
Но вот чего в правительстве, вероятно, не ожидали, так это недопонимания в региональных органах власти. Эксперты оценивают положения с реализацией Стратегии в регионах в терминах "глухое непонимание"и "тихий саботаж". Заместитель начальника Управления президента РФ по внутренней политике Михаил Белоусов с недоумением поведал на парламентских слушаниях, что в трех регионах по несколько часов искали региональный аналог Стратегии, поскольку документы покоились в сейфах. По мнению президента Гильдии межэтнической журналистики Маргариты Лянге, власти в регионах все еще думают, что им удастся "пересидеть" ажиотаж вокруг национального вопроса. Так или иначе, срок подачи заявок на субсидии для реализации региональных программ Стратегии пришлось продлить до 20 декабря. Свои заявки прислали 46 субъектов РФ, при этом необходимым требованиям отвечали только шесть.
Общество также пока еще не восприняло Стратегию как руководство к действию. И это несмотря на рост этнического самосознания, и на регулярно происходящие конфликты, благодаря различным силам приобретающие в короткие сроки национальный окрас. Эксперты сходятся во мнении относительно причин: политическая практика расходится с положениями, прописанными в Стратегии. То есть, проще говоря, слова расходятся с делом. Наглядным примером может служить ситуация, когда обсуждение некорректных высказываний лидера ЛДПР Владимира Жириновского о Северном Кавказе привело к таким же некорректным заявлениям от другого политика — главы парламента Чеченской республики Дукувахи Абдурахманова. Постоянно упрекая СМИ в пристрастном освещении событий, политики позволяют себе публично нагнетать обстановку, требуя друг для друга колючей проволоки и виселицы. И все это на фоне сообщений о драке русского и чеченского депутатов прямо в Госдуме. Такие случаи посылают обществу сигналы прямо противоположные декларируемым в Стратегии укреплению единства и духовной общности народов страны.
Власти на региональном уровне также не торопятся соответствовать новым критериям и выходить на диалог с общественностью во время резонансных происшествий. После событий в Пугачеве и Бирюлево следственные органы стараются реагировать на события с участием фигурантов, относящихся к разным этносам, как можно быстрее. Власти же в регионах во многом сводят профилактическую работу к проведению фестивалей и конкурсов, в лучшем случае — круглых столов с примирением сторон по следам нашумевших событий.
Здесь возникает вопрос еще к одним непосредственным участникам реализации Стратегии — общественным организациям. "95% инициатив создания межнациональных проектов идет от органов государственной власти, а не от национальных организаций", — говорит генеральный директор Федеральной еврейской национально-культурной автономии Евгения Михалева. Этнокультурные НКО предлагают слишком мало действительно продуктивных проектов, а предпочитают быть исполнителями госзаказа. Они ожидают указов сверху, в то время как работу нужно вести именно на местах, где точно можно учесть все особенности региона. Не случайно Михаил Белоусов заявил, что на местах пока так и не удалось преодолеть "фестивально-карнавальный" подход к национальной политике.
Часть национальных объединений никак не участвует в громких инцидентах, предпочитая организовывать фестивали в стороне от основной общественной жизни регионов. А поскольку их позиция (а иногда и факт их существования) никому не известна, естественно, что и влияния на людей, чей этнос они представляют, эти организации не оказывают.
Еще одна проблема в понимании Стратегии нацполитики — сложность восприятия обществом российского народа как единой нации. Очевидно, что в многонациональной стране единство не может образоваться на этнической основе. Политолог Эмиль Паин придерживается мнения о том, что для построения единой нации необходимы граждане, активно участвующие в жизни страны. По его словам, в Стратегии этот момент не учитывается. И это — один из основных факторов, мешающий ее воплощению.
Федеральные власти со своей стороны готовят меры для стимулирования общественной работы в сфере межнациональных отношений, а также мониторинговый центр для предупреждения конфликтов. Директор Департамента госполитики в сфере межнациональных отношений Минрегиона России Александр Журавский заметил, что совокупность принимаемых мер дает основания считать, что к концу 2014 года ситуация будет кардинальным образом изменена. Но чтобы энтузиазм, с которым федеральные органы принялись за реализацию Стратегии, не увяз в апатии регионов, необходимо работать на местах.
"В стране сейчас 25 тысяч органов самоуправления, именно там выделяется торговцу место на рынке. Резиновые квартиры — там, участковые — там. Работодатель с нелегальными гастарбайтерами тоже не в Белом Доме. Все доктрины там реализуются, либо саботируются. К сожалению, именно там бывают и мелкие взятки, и коррупция. Поэтому центр работы по реализации этнополитики будет все-таки перемещаться туда, ближе к земле", — прогнозирует заместитель директора института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин.
Работа над реализацией Стратегии национальной политики началась не так бойко и эффективно, как хотелось бы ее разработчикам и инициаторам. Но ведь политические процессы в нашей большой стране всегда имеют некоторую степень инерции. Стоит помнить, что, с 2011 года до момента принятия Стратегии на национальную политику из федерального бюджета не выделялось денег вообще. Сейчас механизм налаживания межэтнических отношений в стране снова запускается. Пока он наберет ход, пройдет какое-то время. А чтобы он заработал в полную силу, нужна работа не одного только государства, но и прессы, национальных объединений, гражданских активистов и обычных людей.
Тэги