Рецепты интеграционного успеха эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Рецепты интеграционного успеха

В Москве 8 ноября прошла конференция "Единство в различиях. Мировой опыт в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений". К 10:00 зал оказался набит битком. 7 часов подряд российские и зарубежные эксперты обсуждали опыт крупных городов мира в миграционной сфере и пытались вычленить, что из него могло бы эффективно работать в России вообще и в Москве в частности, а от чего следует отказаться сразу, чтобы не повторять чужих ошибок. Почти пятьсот человек – представители муниципалитетов – слушали внимательно и пытались разобраться в новой для них терминологии, ведь буквально на днях из указа президента страны они узнали, что теперь отвечают за национальную и миграционную политику на своей территории.   

Конференция была разделена на три блока: межэтнические отношения в мегаполисах Европы, влияние миграции на межэтнические и межконфессиональные отношения в крупных городах, а также инструменты интеграции, и межконфессиональные отношения и модели их регулирования. Свои доклады представили 17 экспертов, попутно обсуждая их с модераторами и участниками, выступавшими из зала.

Что делают в других странах

Один из инструментов работы с мигрантами, получившими гражданство, — политическая интеграция. Как рассказал доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули, европейские государства поощряют и стимулируют трудоустройство своих новых граждан в правоохранительные органы и органы власти. Так у них появляется не только активный член гражданского общества, но и посредник для работы с диаспорами.

Сложно представить такое в России, где гражданское общество еще не сильно развито. Кроме того, как заметили эксперты, если население в целом не доверяет политической системе, попытки интегрировать в нее мигрантов только усугубят ситуацию в обществе. Однако же, этот вопрос уже должен у нас подниматься.

Еще один инструмент — социальные лифты. Но и они должны в первую очередь работать для коренного населения, иначе это отрицательно скажется на отношении к мигрантам-гражданам.

Для работы с трудовыми мигрантами, которые не собираются переезжать в страну, организуют всевозможные обучающие курсы. В идеале, обучение должно начинаться еще в стране исхода, чтобы приезжие, коль скоро они прибывают в другую страну работать, уже не тратили время на подготовку. Интересен опыт Филиппин, который представила вице-президент фонда "Миграция XXI век" Наталия Власова. Филиппинские граждане выезжают работать в другую страну по заявке на специалиста, которую получают от находящегося там трудового атташе. Перед этим на семинарах им рассказывают об обычаях, законах и своих правах в принимающей стране, а также проходят соответствующее международным стандартам обучение в Агентстве по техобразованию и развитию навыков. Заведует всем процессом Министерство труда.

В Вене обучающие интеграционные курсы для приезжих рабочих на 50% оплачивает городское правительство, остальную часть вносят сами мигранты. Как рассказала руководитель отдела интеграции при мэрии Вены Урсула Штруппе, при этом в работе участвует общественность на волонтерских началах.

Если говорить о нелегальных мигрантах, то государству сначала нужно определиться, каким путем с ними взаимодействовать: выдворять или выводить из теневого сектора. Как отметила директор Института миграционной политики, эксперт Российского совета по международным делам Ольга Гулина, депортация обходится довольно дорого, настолько, что средств для выдворения абсолютно всех нелегалов попросту не хватает. Легализация же, наоборот, начинает приносить бюджету прибыль, к примеру, в США доход каждого штата от новых граждан составил 5%.

Эксперт по вопросам нелегальной миграции в Каталонии Юлия Володина, в свою очередь, представила неудачный опыт легализации мигрантов в 2000 году в Барселоне. Там, в результате некоторых ошибок властей был нарушен баланс на рынке труда, из-за чего сами испанцы предпочли не конкурировать с мигрантами, а получать пособие по безработице. Неправильная информационная кампания вместе с краткими сроками подачи документов (всего 3 месяца) привела к акциям протеста. В результате властям пришлось проводить новые кампании по легализации.

Еще один способ помочь адаптироваться мигрантам, находящимся в чужой стране в любом статусе, представил глава русской службы "Радио Берлин-Бранденбург" Олег Зиньковский. Он привел в пример работу немецкого радио Funkhaus Europa, по которому идут передачи не только на разных языках, но и на темы, интересные как для мигрантов, так и для коренного населения. Он считает, что этот опыт можно перенести на московскую почву: создать доступное всем СМИ, которое помогло бы приезжим сориентироваться в чужом для них мегаполисе и предотвратить непонимание.

Что нужно сделать в России

Очевидно, что далеко не все методы, эффективные в Европе, могут быть хороши для нашей страны. По мнению руководителя Центра исследований межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадии Дробижевой, необходимо создание федеральной службы, которая бы занималась адаптацией мигрантов. Причем, помогать этому процессу должна общественность, то есть волонтеры.

Наталья Власова считает, что нужно создать ведомство, которое будет заниматься вопросами трудовой миграции, заключать со странами исхода соглашения о довыездной подготовке, привлекать специалистов по заявкам на существующие вакансии.

Директор Департамента  нацменьшинств и борьбы с дискриминацией Генерального секретариата Совета Европы Алексей Кожемяков напомнил, что Совет Европы после одного из своих мониторингов советовал России создать должность уполномоченного по мигрантам.

Сразу несколько экспертов заявили о необходимости правильной работы со СМИ и с политиками, высказывающимися по теме миграции.

Обязательное условие для эффективной интеграции мигрантов — в процессе их адаптации должна участвовать общественность. Как заявили эксперты, пока общество не придет к консенсусу, нужны ли в России мигранты, все попытки их адаптации и интеграции будут бесполезны и только усугубят ситуацию. То есть принимающей стороне нужно разобраться в своем отношении и, соответственно, подходе к мигрантам нелегальным, трудовым и желающим стать гражданами России.

Сейчас население одинаково отрицательно относится ко всем этим категориям, в первую очередь из-за неправильной работы в информационном поле. Более того, межэтнические  проблемы сейчас воспринимаются как вопрос общественной безопасности. Как отметила Дробижева, общество будет вынуждено решать их, упираясь в вопросы государственного устройства.

Религии и мир

Заключающий блок конференции был посвящен межконфессиональным вопросам. Руководитель Управления по зарубежным учреждениям Московской Патриархии Архиепископ Егорьевский Марк рассказал, как в некоторых исламских странах к строительству православных храмов относятся более лояльно, чем в пытающейся построить мультикультурализм Европе. Завкафедрой политологии Российского православного университета Александра Митрофанова отметила, что на фоне громких выступлений мусульман за свои права, факты дискриминации христиан в европейских странах остаются практически незаметными. Так, осенью 2011 года в парижском театре поставили оскорбительную для христиан пьесу "Пикник на Голгофе". Несмотря на массовые протестные акции в Париже и других городах, показ пьесы не прекратили. Сталкиваются христиане и с запретами на демонстрацию религиозных символов, например нательных крестов.

Эксперт РАН, доктор философских наук Светлана Погорельская в свою очередь рассказала об опыте интеграции мусульман в Германии. Она отметила, что Россия столкнулась с этой проблемой на десятилетие позже, чем Европа, и теперь может учиться на чужих ошибках. Ошибкой Германии эксперт назвала завоз неквалифицированной рабочей силы из Турции в то время, когда необходимости в этом не было и можно было обойтись рабочими из соседних стран. Впоследствии эта группа гастарбайтеров оказалась самой проблемной, поскольку консервативный ислам препятствовал их интеграции. По словам Погорельской, сейчас, принимая на работу мигрантов из стран с чуждой культурой, нужно либо заранее решить, как их интегрировать в общество, либо позаботиться об эффективных инструментах их выдворения.

Социолог из Дублина Адриан Крайстеа рассказал о работе Дублинского межконфессионального форума, соучредителем которого он является. Благодаря форуму им удалось избежать волнений, связанных с выходом фильма "Невинность мусульман", вызвавшего акции протеста приверженцев ислама во всем мире.

Обсуждение интеграции людей разных религиозных взглядов и межконфессионального согласия, конечно, не могло уместиться в отведенное время. Как заявил руководитель организовавшего мероприятие столичного Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Юрий Артюх, более подробно ее будут разбирать на следующей конференции, которая должна пройти до конца года. Результаты же прошедшего мероприятия соберут в итоговый документ, который представят для обсуждения в правительстве Москвы и, возможно, федеральные органы власти.

Тэги
Поделитесь статьей