Ивановская и мглинская, хлудневская и карачунская, дымковская и ковровская, петровская и богородицкая… Все это – русские народные игрушки. Неслучайно промыслы часто называли по селу, в котором они зарождались и развивались. В старину практически каждая волость могла похвастаться собственной "игрушечной" школой. Да и в наши дни многим областям есть чем гордиться в этой отрасли - промыслы продолжают жить, радуя почитателей новыми формами.
Сразу несколько узнаваемых "игрушечных" брендов есть в Тульской области.
Тульская городская игрушка получила распространение в конце XVII века, однако после революции была запрещена, как буржуазная, пропагандирующая "вредные" слои населения: дворянство, купечество, духовенство. Любопытно, что тульская городская игрушка — единственная в мире, в которой представлены священники! Хотя в основном куклы, конечно же, изображают нарядных барынь и их кавалеров.
- Сегодня игрушка живет и приобретает новые черты, новые лица. Авторские работы современных мастеров иногда мало похожи на своих прабабушек, - замечает идеолог возрождения промысла Ольга Андреева. - Но и подлинники, по которым мы восстанавливаем игрушку, к счастью, пока сохранились. Они находятся в русском музее Санкт-Петербурга, в московском музее декоративно-прикладного искусства.
Землячка тульской городской игрушки - филимоновская свистулька. Она - из разряда традиционных деревенских забав. Сюжеты для нее выбирают соответствующие - привычные крестьянскому глазу: домашние животные или люди, занятые повседневными делами. Делают филимоновские свистульки из уникальной голубой глины, которая при обжиге становится белой. Затем игрушку расписывают, но исключительно тремя красками: желтой, красной и зеленой.
Современные мастера могут лишь предполагать, почему их предки предпочитали именно этот своеобразный триколор: свидетельств, толкующих колористические предпочтения ремесленников прошлого, к сожалению, не сохранилось. Но оптимистический настрой филимоновских свистулек оспаривать не придет в голову даже самым заядлым скептикам!
Тэги