Культура забайкальских старообрядцев – семейских - занесена ЮНЕСКО в список шедевров всемирного нематериального наследия человечества. Чем же заслужили такую честь несклонные жить напоказ приверженцы старой веры?
Целый год шли пешком
В Бурятии, к югу от Улан-Удэ, расположено село Тарбагатай. Это зажиточное поселение и экономическое чудо образца XVIII века описал в своей поэме "Дедушка" Николай Некрасов:
"Горсточку русских сослали
В страшную глушь за раскол,
Землю да волю им дали;
Год незаметно прошел –
Едут туда комиссары,
Глядь – уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары,
В кузнице молот стучит…
Вновь через год побывали
Новое чудо нашли -
Жители хлеб собирали
С прежде бесплодной земли".
После церковного раскола предки забайкальских старообрядцев бежали от гонений в Польшу. Спустя сто лет, Екатерина II присоединила эти территории к Российской Империи.
- В то время Екатерина активно заселяла Сибирь. Чтобы кормить людей, которые разрабатывали рудники, нужны были умелые земледельцы. Эту миссию решили возложить на старообрядцев. Сюда на поселение моих предков отправили в добровольно-принудительном порядке, - улыбается житель Тарбагатая, хормейстер народного этнографического ансамбля "Судьбинушка" Сергей Чебунин. - Из Польши шли ровно год. Пешком, под охраной казаков. Держались все вместе, большими кланами — семьями, поэтому их прозвали семейскими. На новом месте поселенцам позволили жить так, как им самим хотелось. Выдали "подъемные", шесть лет не облагали налогами. В результате спустя совсем короткий промежуток времени Иркутская губерния, к которой принадлежал наш регион, стала одной из самых богатых в России.
Не обошли стороной старообрядцев и потрясения века двадцатого. Зажиточные семейские, естественно, были "записаны" новой властью в "кулаки". В 20-30-ые годы редкая семья избежала раскулачивания, репрессий и даже расстрелов. Тем не менее, забайкальские старообрядцы так и не ассимилировались полностью: слишком расходился их, пронесенный сквозь века, уклад жизни с советской действительностью.
Вера и песни
И по сей день семейские, компактно проживающие на территории Республики Бурятия (Тарбагатайский, Бичурский, Мухоршибирский, Заграевский районы, села Ново-Десятницкое, Ягодное, Хасурта, Леоновка и Вознесеновка), придерживаются старой веры. Практически в каждом селе есть старообрядческая церковь, в каждом доме – иконы. В сундуках у старожилок хранятся наряды, которым более трехсот лет. По праздникам красавицы одевают фамильные, вывезенные еще из Польши, янтари… Дома в селах до сих пор "ставят" согласно старинным канонам: археологи и архитекторы свидетельствуют, что современные избы семейских полностью соответствуют правилам зодчества, принятым на Руси в дониконовские времена. Как же сравнительно небольшой – всего-то около 200 тысяч человек - группе населения удалось сохранить самобытность?
- Помогла песня, - уверен Сергей Чебунин, - В каждом селе пели. А в 30-е годы в селе Большой Куналей создали хор, который ездил в Москву на дни Бурятии, выступал в Большом театре, и в Доме советов. В том числе, перед Сталиным. Фирма "Мелодия" выпустила несколько пластинок. И именно на основе этого хора поддерживались певческие традиции. Всплеск интереса к изучению своих корней произошел после перестройки. Сейчас свои коллективы есть практически в каждом населенном пункте, где живут семейские. Детей учим петь с младенчества. А в быту культура передавалась из поколения в поколение. Вплоть до конца 50-х годов женщины ходили в национальных костюмах, в кичках (русский традиционный женский головной убор — Прим.ред.). И сейчас при случае все с удовольствием надевают наряды из "бабушкиных сундуков".
Уникальный семейский распев, аналогов которому нет во всем мире, волнует сердца и души жителей XXI века не менее чем жителей века XVIII. Он сложился на основе церковного распева, принятого до раскола. Со временем, и бытовые песни стали исполнять в той же манере. Распев этот столь сложен, что его изучают в высших учебных музыкальных заведениях не только России, но и Европы, и Америки. Семейские интерес к своей культуре воспринимают благосклонно:
- На Алтае, в Хакассии, в Туве есть староверы, которые живут очень замкнуто, абсолютно отдельно от общества и никого не пускают в свою жизнь. А наши старообрядцы при своей самобытности все же открыты для всего самого современного и прогрессивного. К нам постоянно приезжают историки, музыканты, этнографы и никому мы не отказываем в беседе, - с гордостью резюмирует Сергей Чебунин.
Тэги