Мигрантская тема — это циничный (и классический в своем цинизме) обман трудящихся. В человеческой природе любить своих и не любить чужих. В этом смысле мы понимаем чувства граждан, рассерженных на нелегалов. Чувства, но не мысли. Чтобы нас так обманывали, нужно очень постараться не думать.
Давайте все же подумаем. В результате облав на мигрантов из плюсов только приятный сердцу предвыборный обман. Зато минусов полно.
Во-первых, мигрантов не станет меньше. Их станет больше. Потому что кампанейщина и облавы снижают стоимость их труда, а если меньше стоимость, то больше спрос. Чем ниже стоимость эмигрантского труда, тем это выгоднее нанимающим нелегалов компаниям, фирмам и фирмочкам. Тем больше они их нанимают. А если они боятся, то их можно как раз использовать нелегально, как рабов, за копейки.
Во-вторых, если мы как общество согласны на рабский труд и на то, что мигрантов мучают (причем чаще всего незаконно), то мы точно получим если не в этом, то в следующем поколении криминал и ответную агрессию.
В-третьих, если мы нанимаем дешевую рабочую силу вне легального поля, то мы вытесняем мигрантов и их детей из системы российского образования и сами создаем гетто чужаков.
В-четвертых, неправосудное насилие и взятки, кормежка ФМС и полиции на бедных мигрантах создают для нас самих такую полицию и такое государство, которое хорошо умеет мучить людей и не уважает право.
В-пятых, фиктивно-демонстративные меры по борьбе с мигрантами лишают нас всех уважения к идее права: чиновники легко продемонстрируют "борьбу", а потом сами же будут нанимать тучи дешевых мигрантов на великие государственные стройки, чтобы больше было, с чего украсть.
В-шестых, коррумпированные полиция и чиновники ФМС на самом деле союзники фирм, нанимающих нелегалов: увезли человека в Гольяново — зарплату можно не платить, а просто нанять нового.
В-седьмых, собственно криминальные проблемы и культурное непонимание — это больше про российских граждан, приехавших с Северного Кавказа, а не про приезжих из Средней Азии и даже Вьетнама и Китая. И это вообще не вопрос о нелегальных мигрантах, а проблема бытования этнических криминальных групп.
Можно продолжать, но места мало — давайте подумаем, что реально можно сделать, если вас интересует сама проблема, а не выборы.
Мир знает два радикальных способа управления миграцией: стена на границе и легализация. Стена (например, между Мексикой и США) работает плохо. Легализация работает чуть лучше (хорошо не работает ни одна из стандартных мер): нелегальных мигрантов в прошлом десятилетии легализовывали в Италии, собираются — в США.
Упрощение режима регистрации в России в 2006 году существенно снизило остроту проблемы и увеличило возможности государства контролировать миграционный поток — например, управлять квотами на труд. Только когда мигранты легализованы, сдали отпечатки пальцев (сейчас это обязательно при выдаче разрешения на работу), платят налоги, а их дети ходят в русскую школу, эта сфера становится управляемой (в том числе можно найти и выслать нарушителей закона). Но зачем-то сейчас, под выборы, власти пытаются перечеркнуть все эти достижения.
Если бы вы увидели очередь в железной клетке за разрешениями на работу в УФМС в Москве, вы бы подумали, что попали в концлагерь. Так гнусно с людьми не обращаются даже в тюрьме. Многие мигранты хотят быть легальными, но мы и коррумпированные полиция с ФМС им в этом мешаем.
У нас, в отличие от других стран, есть потрясающий ресурс — память о советском интернационализме. Как сказала девочка-азербайджанка социологам под руководством Даниила Александрова: "Через месяц я получаю русский паспорт и буду русская". Дети не знают слова "россияне", и поэтому "гражданин России" и "русский" для них синонимы.
И честно, и справедливо было бы легко, без коррупции и чудовищных унижений давать российское гражданство всем бывшим советским людям, желающим стать русскими, любящим Россию. В этом случае, кстати, миграция уменьшится, а не увеличится, потому что вырастет цена труда и фирмам станет почти все равно, кого нанимать: "русских" или "нерусских".
И конечно, наказывать надо не мигрантов, которые в чудовищных условиях выполняют за нас грязную работу (мы же не хотим мести двор и кирпичи таскать, да еще за такие деньги), а фирмы, которые используют рабский нелегальный труд. И начать лучше с миллиардеров, зарабатывающих на олимпийских и прочих государственных стройках.
Потому что нам в России нужны не рабы, а братья и сестры.
Тэги