На территории нашей страны ежегодно отмечают сотни праздников, о существовании которых большинство россиян даже и не слышали.
В различных ущельях, а зачастую и селах Северной Осетии отмечают множество праздников непохожих друг на друга ни содержанием, ни формой проведения. Все их и не описать, но есть у осетин и наиболее важные для всего народа торжества. Веками сохранялись они в первоначальном виде со своими национальными названиями и обычаями: Джеоргуыба, Уацилла, Къахц, Бынаты хицау и многие другие.
В июле осетины отмечают праздник Хетаджы Бон - в переводе на русский День Хетага.
Легенда гласит, что кабардинский князь Хетаг бежал от преследователей, намеревавшихся убить его за то, что он принял христианство. Как известно, кабардинцы, как и большая часть кавказцев – мусульмане. Единственная христианская республика на Кавказе – Осетия. Туда и бежал Хетаг. Когда преследователи уже почти настигли юношу в чистом поле, он взмолился:
- О Уастырджи! (на осетинском это означает "О, Господи") Помоги мне!
В ответ услышал он голос свыше:
- Хетаг! Беги к лесу!
Но к лесу князь уже не успевал и тогда голос велел:
- Лес к Хетагу!
И выросла перед ним чудесная роща с высокими деревьями. Там юноша укрылся и таким образом спасся от преследователей: они повернули обратно, так как не смогли найти Хетага. Молодой князь прожил в роще около года, после чего перебрался в горное осетинское селение Нар, где дал начало известному осетинскому роду Хетагуровых.
Роща Хетага находится к востоку от села Суадаг в Северной Осетии. Теперь это святое место. Ежегодно во второе воскресенье июля молиться Всевышнему о помощи сюда приезжают люди со всех уголков Северной Осетии. Говорят, молитвы, произнесённые в Святой роще Хетага, имеют особую силу. Считается, что Хетаг покровительствует всем людям: даже совершившие преступления могут молиться в роще. Главное не причинять ей при этом вред.
В последние десятилетия праздник стал поистине всенародным. На День Хетага приносят в жертву быка, теленка или барана. Те, кто по объективным причинам не могут этого сделать, покупают три ребра.
Как и на другие большие осетинские праздники - Уацилла, Джеоргуба и др. - в этот день не принято ставить на стол птицу, рыбу, свинину и приготовленные из них блюда.
В рощу следует приезжать с тремя пирогами и мясом. Но устраивать там бесконечные застолья не положено.
С рощей Хетага связано много традиций и запретов: например, из рощи ничего нельзя выносить. В древности только самые достойные мужчины села допускались туда для того, чтобы попросить об урожае, излечении болезни и другом насущном. До Великой Отечественной вход в рощу женщинам был запрещен, однако в годы войны они стали приходить туда молиться за своих близких, ушедших воевать. С тех пор запрет снят естественным образом.
В наши дни роща Хетага не имеет государственного статуса памятника природы или культуры. Это общенациональная святыня, охраняемая и почитаемая осетинским народом.
Тэги