Сложно представить праздник в русской деревне без гармониста. До сих пор этот духовой язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами популярен чрезвычайно. И, кажется, что много веков подряд радует он нас своим дивным звучанием. Однако, инструмент этот довольно молодой.
Есть несколько версий о том, где именно была изобретена ручная гармоника, родственница самого большого музыкального инструмента - органа. Принято считать, что в начале 19 века в Германии. Но есть и другие точки зрения. Например, в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника. И можно много времени потратить на выяснение того, кто же именно явил гармонь миру, но важно ли это?
Хорошо сказал русский композитор и дирижер М. М.Ипполитов-Иванов: "Гармоника, благодаря своим небольшим размерам, богатству динамических оттенков, обширному звуковому диапазону, получила совершенно исключительную распространённость и настоящее интернациональное право гражданства во всех государствах".
В самом начале Великой Отечественной на фронт для поднятия боевого духа красноармейцев было отправлено вначале 12 тысяч гармоней, а осенью 1941 уже более 60 тысяч. Так что нашим бойцам на привалах поднимали настроение звуки именно этого музыкального инструмента. А что же немецкие солдаты? Рассказывают, что когда линии окопов бывали близко, слушали и они игру наших гармонистов. А наши бойцы звуки другого духового язычкового инструмента – губной гармошки, на которой с большим мастерством играл противник.
Первые гармошки, изготовленные в России, были однорядными. При нажатии одной и той же клавиши издавали звук разных тонов, в зависимости от того сводились меха или разводились. Главным недостатком такого инструмента являлось отсутствие свободы звучания в аккомпанементе. Стремление исполнять мотивы народного песенного фольклора привело к созданию разных типов гармоник. К тульским добавились саратовские, вятские, ливенские, елецкие, касимовские, череповецкие, сибирские, смоленские и многие другие гармошки.
Постепенно увеличивалось количество клавиш, у первой тульской однорядки их было вначале всего пять-семь для правой руки и две-четыре для левой.
Сегодня самой популярной в народе является двухрядная хроматическая гармоника или хромка. Она появилась в конце 19 века. Современный наиболее распространенный вариант имеет по 25 клавиш в правой и левой клавиатуре, высота звуков при смене направления меха у хромки не меняется.
Тэги