Ежегодно 1 февраля в мире празднуется День хиджаба. Самое время разобраться, чем отличается хиджаб от платка, и что носили мусульманки в дореволюционной России вместо него.
Виды женской одежды в исламе можно разделить на две категории: открывающие лицо и закрывающие его в той или иной степени. Более закрытые разновидности характерны для стран Центральной Азии и Ближнего Востока. Полностью закрывать лицо не требуется по обязательным предписаниям ислама, однако в некоторых странах принято, чтобы женщина скрывала лицо перед посторонними людьми, например, на улице.
Вне зависимости от региона внешний вид мусульманской женщины подчинен одним стандартам:
одежда должна скрывать все тело, не должна плотно облегать и быть прозрачной, походить на одежду мужчины и иметь звенящих или блестящих декоративных элементов.
С точки зрения Шариата обязательным для женщины является ношение хиджаба. Это слово означает не определенный элемент одежды, а дресс-код: одеяние женщины должно скрывать все ее тело, кроме лица, ступней и кистей рук.
Часто хиджабом называют просто часть одежды покрывающую голову, например платок, длина которого может варьироваться.
Джильбаб — фактически, это нижняя часть хиджаба — длинная верхняя одежда, закрывающая тело.
Современные мусульманки заменяют джильбаб на длинные юбки и просторный верх.
В некоторых странах есть похожая разновидность платья под названием абайя.
Верхнюю часть хиджаба составляет платок-покрывало химар — это то, что закрывает голову, плечи и грудь. Лицо при этом остается открытым. Существует несколько его видов: аль-амира или просто амирка — состоит из шапочки, поверх которой повязывается головной шарф, и шейла — длинный прямоугольный шарф, оборачиваемый вокруг головы.
В отличие от химара, никаб закрывает лицо полностью, оставляя только прорезь для глаз. Иногда к нему крепится скрывающая глаза вуаль.
Большинство богословов считают, что ношение никаба не является обязательным или желательным для женщины.
Чадра представляет собой большое покрывало, скрывающее женщину с головы до ног. Ткань не имеет пряжек или пуговиц и придерживается руками.
В некоторых странах лицо при этом остается открытым.
Дизайнер мусульманской женской одежды Мариана Валери рассказала "НацАкценту", что традиционная чадра все-таки должна закрывать лицо. Для этого ее верхняя часть может иметь дополнительный кусок легкой ткани.
Паранджа тоже скрывает не только тело, но и голову женщины, однако, она представляет собой широкий халат. В традиционном варианте у него были длинные ложные рукава, которые скреплялись за спиной тесемками. Лицо обычно закрывается сеткой — чачваном.
В Афганистане и Пакистане подобную одежду называют буркой. Не следует путать ее с маской-буркой (бургой), ношение которой в некоторых восточных странах является культурной, а не религиозной традицией.
Буркини (бурка+бикини) — современное изобретение — купальник, отвечающий нормам шариата. Состоит из закрытого костюма, узкой шапочки или капюшона и накидки. Такой купальник закрывает все тело, кроме стоп, ладоней и лица.
Впрочем, девушки вне зависимости от вероисповедания стремятся выглядить красиво. На Западе мусульманки, которые одеваются скромно, но модно, получили название "хиджабиста" (hijabista).
***
В российской традиции ислама не было предусмотрено одежды для мусульманок, полностью закрывающей лицо.
Татарские женщины до середины 19 века носили длинную до щиколоток рубаху, под которую надевались нагрудник и штаны. До советских времен в качестве головного убора они носили калфаки (тюбетейки) и яулыки (платки). Известно, что калфак носила даже единственная в истории татарская женщина-казый (шариатский судья) Мухлиса Буби.
Башкирские девушки надевали платки или шапочки наподобие тюбетейки. Замужние женщины носили шапочку, к которой прикреплялась накидка, закрывающая затылок, уши и плечи или колпак, который покрывался платком.
Чеченки носили шаровары и платья-туники с длинными рукавами. Сверху надевали распашное платье, которое стягивали на талии на маленькие крючки. Основным головным убором любой кавказской женщины был платок. Замужние носили на голове "чухт" — мешочек, куда вкладывались косы. При посторонних "чухт" прикрывали платком.
Паранджу на российской территории носили только женщины в Средней Азии во второй половине XIX века. Ее вариации были распространены в Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане. Паранджа была типично городской уличной одеждой, и никогда не была характерна для повседневного костюма женщин из горных кишлаков. После революции она постепенно вышла из употребления.
***
Так как одежда мусульманки должна быть скромной, девушки украшали непосредственно себя. Татарки носили серьги с подвесками, шейно-грудные украшения, а в астраханском регионе были распространены еще и носовые кольца. Также надевали перевязь — украшение наподобие ленты на матерчатой основе, которую перекидывали через плечо. Обычно она была снабжена специальными кармашками, куда девушки прятали тексты из Корана.
На Кавказе женщины также носили шейные украшения, браслеты и кольца. В Чечне чаще всего встречались серьги в форме кольца и височные подвески. У даргинок одним из самых распространенных повседневных головных украшений была крупная, тяжелая цепь, прикрепляемая к налобной части покрывала, под которым прятали "чухт". Цепь удерживала покрывало, чтобы оно не спадало и не мешало во время работы.
У народов, проживающих на Северном Кавказе, вообще было принято украшать женскую одежду блестящими и звенящими элементами, что не соответствует предписаниям ислама. Праздничная женская одежда украшалась галунами, кисточками и подвесками, сделанными из золотых и серебряных ниток, а также золотым и серебряным шитьем.
У карачаевцев, балкарцев и кабардинцев встречались украшения женских платков в виде серебряных бусин, металлические накладки разной формы, нашивавшиеся на женские кафтанчики и платья, металлические нагрудные застежки и серебряные пуговицы. На груди платья часто нашивали подвески, расположенные одна под другой от плечей до пояса. У карачаевцев и балкарцев они назывались зынгырла — "звенящие". Подвески на одежде других форм были распространены у чеченцев. На одежду нашивали также футляры для текстов молитв (дууа) или имитирующие их треугольные пластинки, иногда с цепочками или бубенчиками по нижнему краю.
***
По свидетельствам многочисленных фотографий, до революции жительницы мусульманских регионов России умели одеваться разнообразно и красиво, не прибегая к арабским заимствованиям. И это нисколько не умаляло их приверженности к исламу.
Советский Союз был атеистическим государством и это не могло не отразиться на дресс-коде женщин в мусульманских регионах. Сейчас процесс пошел в обратную сторону. Хиджаб все больше получает распространение среди молодежи на Северном Кавказе, несмотря на то, что старшее поколение, выросшее в Советском Союзе, часто высказывается против. В том же Татарстане в последнее время можно встретить девушек в никабе.
Было бы логично ожидать, что народы России, исповедующие ислам, будут вместе с возвратом к вере предков активно возрождать и элементы традиционной одежды как части самобытной национальной культуры. Однако этого не происходит.
Изменение стиля одежды свидетельствует о том, что происходит клерикализация общества. Одни эксперты объясняют такое положение дел проникновением в Россию экстремистских религиозных идей, другие — модой и тем, что рынок женской мусульманской одежды монополизирован арабскими производителями, а российские исламские модельеры оказались не способны конкурировать с ними на равных ни с точки зрения производства, ни с точки зрения уникальных этнических идей.
Тэги