Слово "национализм" люди понимают по-разному. Если отойти от научной терминологии и рассмотреть это понятие с точки зрения обывательской, то получается, что для кого-то национализм — это лишь желание блага своему народу, для других — ущемление или принижение людей другой национальности.
Основное развитие в Дагестане национализм получил после распада Советского Союза, когда республику разделили народные движения и партии, каждая из которых призывала своих последователей к борьбе за свои права, власть и возврату своих исторических территорий.
Иногда дело даже доходило до кровопролитных столкновений на почве ненависти к определенной нации. Еще свежа память о межэтнических столкновениях между разными народами Дагестана, которые оставили неприязнь к братским народам в сердцах людей, проявляющуюся и в наши дни.
Самой главной причиной проявления национализма у дагестанцев, да и любого мусульманина вообще, является отсутствие полноценной веры, которая никогда не дает человеку относиться с гордостью или презрением к представителю другой национальности.
Национализм в исламе
Всевышний Аллах, велик Он и славен, и Его Посланник (с.а.в.) сделали национализм запретным для мусульманина, причислив его к грехам, основой которых является гордость. Всевышний Аллах сказал: "О вы, верующие, будьте миролюбивыми и дружными, будьте покорными Богу, не делайте родовых различий, как делали при язычестве, и не ищите других причин для разногласия! Не следуйте по стопам шайтана, который ведет вас к расколу. Ведь он для вас — явный враг!" (сура "Аль-Бакара", аят 208, тафсир "Аль-Мунтахаб"). Также Аллах сказал: "О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий".
Национализм и его такие крайние формы, как, например, шовинизм, запрещены Кораном, Сунной и единогласным мнением исламских ученых. Человек непременно будет наказан Всевышним Аллахом за проявление гордости и национализма как ее производной.
Ущемление прав малых народов
Одним из пагубных воздействий национализма в обществе с доминирующей нацией является ущемление прав этносов меньшей численности. Часто представители малочисленных народов бывают лишены права занимать какие-либо руководящие должности, даже если их отличает профессионализм и жизненный опыт. Приоритетом в таком обществе становится не богобоязненность, опыт и ум человека, а лишь его принадлежность к определенной этнической группе. Таких примеров очень много, и перечислять их нет смысла.
Национализм vs семья
Также национализм имеет пагубное влияние на институт семейных отношений. Бывают случаи, когда мусульманин одной этнической группы хочет жениться на мусульманке другой национальности, не испытывая при этом каких-либо негативных чувств к ее происхождению, но родители девушки или юноши ни при каких условиях не дают согласия, только лишь потому, что они разных национальностей.
Порой отец отказывает мусульманину, который старается вести праведный образ жизни, в браке с его дочерью, но в то же время готов выдать ее за человека, не соблюдающего предписания ислама и совершающего большие и малые грехи. То, что такой брак может закончиться разводом и сломанной жизнью, также не берется в расчет. Казалось бы, мусульманин в такой ситуации должен руководствоваться словами Посланника Аллаха (с.а.в.): "Если к вам придет (свататься) тот, чьей религией и нравами вы довольны, то выдайте за него замуж (свою дочь). Если вы не сделаете этого, то на Земле распространится смута и нечестие" (Ат-Тирмизи). Увы, многие отцы забывают об этом хадисе, когда дело касается их дочерей.
Национализм vs просвещение
Тема влияния национализма на религиозную жизнь в Дагестане достойна отдельной статьи, так как это явление достигло гигантских размеров. Довольно часто можно встретить выражения "аварская мечеть", "кумыкская мечеть" или "лакская мечеть". Мало того что представители определенных национальностей Дагестана предпочитают собираться для богослужения в определенных мечетях, они приносят туда и свой национализм. Аналогичная ситуация и в религиозных учебных заведениях. Студенты ущемляются в правах не только со стороны других студентов, но и со стороны некоторых преподавателей, которые считаются учеными, но при этом далеки от знаний религии Аллаха.
Заключение
Итак, дагестанское общество в определенных явлениях все-таки перебороло национализм. Положение вещей со времен 90-х годов прошлого века, несомненно, улучшилось. Во многом это обусловлено тем, что в республике активно идет возврат к исламским ценностям, так как лишь Книга Аллаха и Сунна Его Посланника (с.а.в.) способны искоренить его из нашего общества. Мы должны вместе бороться против этого порока и прилагать всевозможные усилия, чтобы национализм стал нашим прошлым, а не будущим.
Общественно-политический еженедельник "Новое дело"
Тэги