Год спустя эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Год спустя

Скандалы, связанные с неисполнением подписанных ровно год назад указов президента, продолжают будоражить страну через новостные выпуски. На этом фоне совершенно незамеченной прошла годовщина создания (опять же указом Путина) уникального коллегиального органа Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ. "НацАкцент" решил восстановить информационный баланс и побеседовал с человеком, который последние четыре месяца отвечает за национальную политику в стране заместителем главы администрации президента России, председателем президиума Совета по межнациональным отношениям Магомедсаламом Магомедовым.

Вы сейчас фактически возглавляете Совет по такой непростой проблеме, чего удалось достичь за год с момента его создания?

— Важное уточнение: Совет по межнациональным отношениям возглавляю не я, а президент Владимир Владимирович Путин. И это показывает, какое значение сейчас уделяется в стране гармонизации межэтнических отношений. Безусловно, одно из главных достижений совета — разработка и принятие Стратегии государственной национальной политики России. Последние 20 лет этой стороне нашей жизни уделялось явно недостаточно внимания. Совет как орган консультативный и координирующий вырабатывает решения и представляет президенту, который потом реализует их в виде своих указов и поручений. Одним из таких поручений стала разработка единого для всех школьников страны учебника истории. Есть и другие значимые решения, о которых мы в скором временем услышим.

Когда совет только создавался, много было разговоров о том, что власть, якобы решила создать бутафорский орган, где лидеры национальных объединений будут выпускать пар и …успокаиваться. Насколько оправдались эти прогнозы?

— Людям нужна возможность открыто говорить о наболевших проблемах. Но "выпускание пара" в присутствии президента страны — это, конечно, не функция совета. Главное – анализ ситуации и разработка предложений по актуальным вопросам национальной политики. Совет наделен еще и функцией контроля за выполнением исполнительной властью решения президента.

До сих пор не принята федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России", так и не нашлись средства на мероприятия госнацполитики ни в прошлом, ни в этом году. Планов громадье, но на деле правительство исполнять эти поручения, похоже, не торопится! Как Вы прокомментируете разговоры о том, что это сознательный саботаж исполнительной властью всего, что касается национальной политики?

— Разговоры о саботаже абсурдны. Правительство не может игнорировать распоряжения президента. Но серьезные претензии к работе исполнительной власти есть. Так случилось, что ответственность за национальную политику распределена между различными ведомствами, а головному министерству — Минрегиону России не хватает ресурсов для более эффективной работы на этом направлении. Я считаю, что национальная политика должна стать одним из основных приоритетов в деятельности Минрегиона.

Бесконечное откладывание правительством конкретных действий по нацполитике порождает в обществе самые разные, порой фантастические предположения о том, почему это происходит. Одно из них межведомственная борьба: якобы выделение средств на гармонизацию межэтнических отношений как-то блокируют "силовики", чтобы им больше досталось на борьбу с экстремизмом…

— Надуманная какая-то версия. Профилактика межнациональных конфликтов обойдется бюджету намного дешевле, нежели затраты на ликвидацию негативных последствий ксенофобии и экстремизма. Я уверен, что правительство все-таки найдет необходимые ресурсы на Федеральную целевую программу. За счет этих средств удастся всерьез изменить ситуацию. Но не только ведь органы власти должны заниматься укреплением межнационального согласия, мы рассчитываем и на институты гражданского общества — национально-культурные объединения и НКО. Причем готовы поддерживать их инициативы грантами. Цель то у всех нас единая - Россия должна сохраниться в своем многообразии как один из цивилизационных центров мира при системообразующей роли русского народа. Понимание этого должно быть закреплено в идеологии нашего государства и доминировать в сознании общества. Все люди должны понимать, что мы живем в свободной стране, созданной в первую очередь талантами и энергетикой русского народа.

Не все придерживаются такой точки зрения в отношении русских…

— Я, как и все представители народов Дагестана, с огромной благодарностью помню о том, что культура, образование, медицина и промышленность сегодняшнего Дагестана возникли и существуют благодаря русскому народу, русской культуре и русскому языку. Об этом надо говорить прямо и открыто. Миссией русского народа всегда было собирать и объединять вокруг себя другие этносы. Глубоко ошибочна позиция националистов "Россия — для русских", она вредна прежде всего им самим так как ведет к распаду страны.

Словно грибы после дождя, появляются в нашей многонациональной стране националисты разных мастей – русские, татарские, черкесские и т.д. Не является ли национализм, на Ваш взгляд, симптом кризиса в развитии этноса?

— Действительно в стране растет число людей негативно относящихся к представителям других народов. Национализм — это прежде всего сужение возможностей нации. Преодолеть национализм русских и других народов России можно и нужно за счет улучшения социально-экономической ситуации в стране, открытия социальных лифтов и жёсткого преследования правоохранительными органами любых проявлений дискриминации по национальном признаку. Но все-таки у нас намного больше в стране людей, для которых на первом месте российская идентичность, они воспринимают себя прежде всего россиянами. Сейчас таких чуть больше половины, а после реализации ФЦП должно стать 75-80 %. Это один из критериев, по которому мы будем судить об эффективности этой целевой программы.

Что изменилось в Вашем взгляде на национальный вопрос в стране с тех пор как Вы пересели из кресла президента Дагестана в кресло замглавы администрации президента России?

— Сейчас я очень четко понимаю, что Кавказ — это, возможно, наиболее острая и конфликтная, но всего лишь часть национальных проблем огромной страны. В малонаселенный Дальний Восток хлынул поток мигрантов с другой культурой и это вызывает недовольство местного старожильческого населения. Малочисленные народы Севера озабочены сохранением своего традиционного образа жизни под натиском добывающих компаний. Помогая этим народам важно не стимулировать в их среде иждивенческие настроения. Остро стоит и проблема самочувствия русского народа. Русским кажется, что государство больше внимания уделяет культуре и развитию других народов. Но если такие настроения в обществе возникли, значит, какая-то почва под этим есть. Естественно, мы должны сделать все, чтобы самому многочисленному народу жилось комфортно в своей стране. Но важно и понимание того, что все народы независимо от численности в нашем государстве равны.

Некоторое недоумение в обществе вызывает плотное увязывание во всех государственных программах темы межнациональных отношений и проблемы мигрантов. Одно дело, когда надо налаживать отношения внутри между согражданами 193 национальностей и совсем другое адаптация людей извне, не знающих зачастую ни языка, ни тем более основ культуры нашей страны.

— Надо конечно различать проблему внутренней миграции (трудовой мобильности россиян) и внешнюю миграцию из стран ближнего зарубежья. Ситуация такова, что экономика нашей страны растет, но собственных трудовых ресурсов для этого роста не достаточно. Есть и нежелание коренных жителей заниматься определенными видами работ, поэтому их выполняют мигранты. Такое положение во многих странах мира.

Очень не хотелось бы повторить опыт тех самых "многих стран" в виде мигрантских погромов, этнических анклавов в крупных городах и т.д.

— Часто мигранты из-за рубежа сильно отличаются от нас по своим поведенческим реакциям и привычкам. В этом основа трений с аборигенным населением. Чтобы этого не происходило, по всей стране откроются центры адаптации мигрантов, где они будут знакомиться с нашей культурой, историей и учить русский язык.

А это действительно выгоднее строить такие адаптационные центры для иностранных граждан и ввозить рабочую силу из-за рубежа нежели налаживать внутреннюю трудовую мобильность россиян, помогать им активно переезжать из перенаселенных регионов в малолюдные? Почему мы не используем советский опыт, когда жителей перенаселённого Кавказа самолетами возили на Север для работы вахтовым методом?

— Это совершенно разные вещи. У государства и сейчас есть программы по переселению, например, в Дальневосточный регион. Много людей из республик Северного Кавказа привлечены к работе на олимпийских стройках в Сочи. Внутренняя миграция граждан России по своей стране не может быть ограничена. Проблемы возникают из-за того, что перемещающиеся в поисках работы люди ведут себя на новом месте неправильно. Это порождает конфликт с теми, кто живет на этой территории постоянно.

Так может вместо центров адаптации для внешних мигрантов нам в стране лучше начать открывать центры адаптации для мигрантов внутренних?

— Нет, такие центры для россиян не нужны. Надо воспитывать людей с самого детства. Одно из самых важных направлений Стратегии государственной национальной политики — образование и воспитание молодежи в духе единства и общероссийской гражданской идентичности. Поэтому решено увеличить гуманитарный блок образования, составлен список 100 обязательных для чтения книг. Для человека, переехавшего с Кавказа в Центральный регион не должно быть там никаких неожиданностей. Он обязан знать свою страну, представлять, что помимо него в России живут представители десятков других народов и уважать их.

Когда межнациональная напряженность в стране пойдет на убыль?

— Этот процесс уже начался, пик напряженности, на мой взгляд, мы прошли. Дальше межнациональное и гражданское согласие будут только расти. Для этого много было сделано за прошедший год — прежде всего президентом страны.

Беседовала Маргарита Лянге.   

Тэги
Поделитесь статьей