Сегодня вопросы, связанные с образованием, находится в центре внимания - то очередной плагиат разоблачат, то лишат бюджетных мест хороший факультет, то ректор одного из лучших вузов России уедет за границу, то заместитель министра уйдет в отставку. К тому же, в обществе не прекращаются споры и о том, что же будет с этой сферой после вступления в силу закона об образовании, которое произойдет 1 сентября. В регионах, особенно в национальных республиках уже начали принимать соответствующие законы.
При всей внешней разноплановости новых образовательных инициатив создается впечатление, что большинство из них направлены на достижение одной цели – сокращения социальных обязательств государства и сокращение бюджетных мест. Взят курс на понимание образования – как вещи не для всех – а только для самых умных или самых богатых. И курс этот взят вовсе не при нынешнем министре Ливанове – а гораздо раньше. И сегодня мы уже пожинаем его плоды. И трудно себе вообразить, что будет дальше.
Сегодня крупных российских городов столкнулись с такой проблемой, как слияние образовательных учреждений. Многим это не понравилось, некоторым даже удалось отстоять свои маленькие уютные школы. Однако мало кто вспомнил, что история со слияниями началась гораздо раньше – с сельских школ.
За последние 10 лет, по данным Ростата, было сокращено почти 15 тысяч сельских школ. Во многих регионах это привело к деградации деревень, к оттоку населения или его десоциализации. Влияет это и на размывание национальной культуры. Как пишет, например, доцент Пермского государственного гуманитарного педагогического университета Сергей Дюкин, закрытие сельских школ в коми-пермяцких районах ведет не только к эмиграции из сельских районов и деградации населения, но и к "потере устойчивой этнической идентичности".
И хотя министр Дмитрий Ливанов обещает, что сокращений школ больше не будет, на деле процесс в регионах продолжается. Так в Башкортостане идет активная "оптимизация" образовательных учреждений, что по сути является все тем же уничтожением сельских школ. Пока одна этнически ориентированная общественность пытается противодействовать этому процессу, другая предлагает перенести школьное образование в… мечети. Благо, в республике их в последние годы, в отличие от школ, не разрушали, а активно строили.
Растет в стране и количество православных гимназий и воскресных школ. Точное их количество по всей России на 2013 год узнать не удалость (на сайте РПЦ отсутствуют такие данные), однако еще в 2004 году их было около 5 тысяч. Патриархия начала разговор и о введении православного воспитания в детских садах.
Свято место пусто не бывает, процесс этот вполне естественен – если государство отказывается от образовательной миссии, то его место тут же займет кто-то еще. В мусульманских регионах это мечети, в православных – православные церкви. В объекты культа потихоньку перемещается вся культурная и социальная жизнь депрессивной деревни, туда же теперь отправится и образование.
Очередь за медициной. В той же Башкирии имамов уже предлагают учить не только на педагогов младшей школы, но и на фельдшеров. А что – логично! Вот только как это соотносится с Конституцией, в которой сказано, что церковь отделена от государства?
Следующим шагом, видимо, будет то, что уже происходит в Чечне: в 2009 году там открылся Центр исламской медицины. Как написал Esquire, все лечение там бесплатное, т.к. его спонсирует фонд Ахмата Кадырова, "то есть фактически государство". "Там все, как в обычной клинике — регистратура, кабинеты специалистов. Только эти специалисты в основном изгоняют джиннов из людей. Громко читают молитвы, суры и аяты из Корана, а потом начинают разговаривать с джинном, вселившимся в человека, и просят его уйти", - пишет издание.
Видимо, этот опыт хотят распространить по всей России? Будем учиться у батюшек и мулл, а лечиться изгнанием джиннов и бесов… Не перестаю убеждаться, что в руководстве нашей страны засели страстные поклонники творчества Владимира Сорокина, иначе как объяснить все большее сходство нашей жизни с его романами.
Сворачивание светского образования ведет не только к деградации этнической идентичности, но и к замене общегражданской идентичности религиозной. А это только усилит ту культурную пропасть, которая уже сейчас наблюдается в России. Отсутствие общих культурных практик и ценностей, которые несут светское образование, культура и современная медицина приведет к еще большему цивилизационному разрыву между регионами. Эта проблема ляжет на плечи будущих поколений, и с большой долей вероятности может привести к развалу страны. Те, кто столь варварским способом занимаются сегодня "оптимизацией затрат на образование" на самом деле закладывают мину под целостность России. Причем отнюдь не замедленного, а очень быстрого действия.