Рыхлый нацнет эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1.31
(Голосов: 36)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Рыхлый нацнет

"НацАкцент" продолжает путешествие по сетевым проектам русских националистов. В прошлом году мы писали о сайтах и блогосфере. Теперь пришел черед популярной соцсети "ВКонтакте", ставшей рассадником национализма и местом продвижения их проектов. Паблики националистов собирают порой до десятков тысяч подписчиков, соревнуясь с общегражданскими в популярности. Одновременно ВК — поле охоты спецслужб на "экстремистский" контент: число осужденных "контактных" националистов исчисляется сотнями. 

Сетевая горячка

У российских националистов не популярен Facebook. Причем, в первую очередь это касается не личных аккаунтов, а публичных групп — пропагандистских и развлекательных. Трудно сказать, кто был пионером продвижения национализма во "ВКонтакте", но надо отметить — для большинства участников анонимность играла первостепенную роль. Только недавно под влиянием гражданского протеста масса националистов в интернете вышла из тени.

Националистический сегмент ВК можно назвать виртуальной помойкой. Уникальный инфо-проект здесь — исключение из правил. Большинство националистов используют соцсеть не для пропаганды, а в целях общения. Если в ЖЖ еще сохранились успешные пропагандисты, то странички в ВК клонируют друг друга, даже не пытаясь развиваться. Почти нет пабликов, где контент подается именно в формате соцсетей. Что же до раскрутки своих сайтов через ВК — в этом тоже нет прогресса.

Если общегражданские и левые подписки мобилизуют тысячи сочувствующих на протест, то для националистов такая работа с соцсетями пока за пределами возможностей. Кроме того, огромное число подписчиков на группы не значит, что это же число людей регулярно их мониторит. Реально лишь один из десяти подписантов периодически просматривает отмеченную страницу.

Группы и страницы в обзоре представлены по критериям: свободный доступ, наличие уникальных материалов и обсуждений или известность среди националистов. 

Констатируя факты

"Стратегия-11" (4300 подписчиков) — возникла, как безответный призыв выходить каждый 11 день месяца на Манежную площадь, чтобы повторить известные события 2010 года. Помимо общих фраз там есть на редкость профессиональные агит-плакаты. Сейчас в группе преобладают сообщения от ЭПО "Русские". 

"День русского гнева" (6350 участников) — имеет сомнительную репутацию, как созданный при участии лиц, связанных с властями. Пару раз читатели странички где-то выходили карликовыми массами на улицы. 

"Правые" (127 тысяч подписчиков) — как и в прочих популярнейших правых группах, здесь политический национализм низведен до уровня ксенофобских шуток и безумных комментариев. Таковы и "Сопротивление" (60 тысяч подписчиков), и десяток групп-клонов "Я русский".

"Спутник & погром" Егора Просвирина (37 тысяч подписчиков) обрел узнаваемость за пределами круга националистов благодаря грамотно оформленному контенту, эксклюзиву и редакционным картинкам. Однако группу стоит отнести к системному проекту "управляемый национализм". Лейтмотив С&П: заменить национализм консервативной догматикой. Так же действует группа Тесака "Реструкт" с 14 тысячами фанатов, где всячески декларируют связи с властями. 

Паблик ЭПО "Русские" "НСН" (3800 подписчиков) как и многие партийные подписки отличается неважным качеством. Представляет собой вяло комментируемую сводку статей из Рунета. В равном ему по подписке "Национальном союзе" — частые провластные перепосты и антисемитский уклон. Создается впечатление, что такого рода паблики функционируют не для пропаганды своих идей и привлечения новых сторонников, а просто для галочки. 

Проект Юрия Екишева (НОМП) "Штурм-новости" (6900 человек) — дублирование одноименного сайта. Риторика постов выдержана в ругательном и антисемитском тоне, уровень комментариев соответствующий. Идеологический побратим — трехтысячная группа "Великая Россия" монархиста Андрея Савельева, где обитают, ориентирующиеся на "черную сотню". Похожи на них православные англофилы "Рассвет", однако и там нет интереса к реальной политике. 

Из неонацистских востребован паблик группировки "ВотанЮгенд" (13 тысяч подписчиков). Участники активно хвалят посты администраторов. За попытки дискутировать с иной точки зрения сразу банят. Контент: агитки рейха, переводные заметки и скандинавское язычество. Группа призывает к насилию в отношении оппозиции, вывешивая отчеты о преступлениях подписчиков, агитирует ходить на концерты нацистов, а не на протестные акции. 

Левые националисты делятся на ряд неравнозначных по влиянию центров. Страничка "Другой России" "Нацбол-инфо" лидирует по числу подписчиков (9250 пользователей). Группа неплохо привлекает оппозиционеров для дискуссий, дает приличное количество перепостов. Как приложения — дополнительные страницы для газеты "Тотальная мобилизация", архив "Лимонки" и паблик партии. Интересный эксклюзивный проект "Весна: Русская версия" заброшен год назад. 

Популярна группа движения "Вольница" (5700 читателей) и "Народная воля" — страничка проекта, сформированного его членами (800 подписчиков). Посты — антиправительственные и исторические. 

К "Вольнице" близки подписки "Вестник революционного национализма" (1250 читателей), публикующий интересные статьи в ключе национал-революционной идеологии, и "Зеленый Мир" активной организации эко-социалистов (2600 участников). Паблик способствовал распространению организации по России. Однако многих подписчиков отпугивает назойливая пропаганда вегетарианства. 

Либертарианский ресурс "Заря Свободы" (около 300 подписчиков) ведет весьма грамотную пропаганду в соцсетях. Материалы — эксклюзивная аналитика. Тематика: антикапитализм, критика глобализма. 

Группа автономных националистов "Аборигены" (около 350 человек) — создана для пиара движения. Авторские материалы слабоваты, написаны незрелым языком. На "Правом Первомае" фан-клуб группы вышел в количестве трех десятков подписчиков, что демонстрирует определенные консолидирующие возможности. 

Продвигая себя

Алексей Абанин — секс-символ Национально-Демократической партии, давно вышел в топы. На его страничку подписаны 6300 человек, а отдельные посты собирают более сотни комментариев. Абанин совмещает гламур и скандальные сочинения на расистские и политические темы, увеличивая сетевую узнаваемость. 

Другой член НДП, Ростислав Антонов — новосибирский политик и журналист, автор резонансного расследования "Приморские партизаны". Имеет реальный общественно-политический вес — он популярней в родном городе, чем в интернет-тусовках. Страницу включили в друзья 1400 человек. 

Cибирский ультраправый писатель Володя Злобин состоялся как андеграундный писатель в Рунете, особенно в ЖЖ. Его страница "Вконтакте" имеет 1600 фанатов. Недавно Злобин, утомившись от общения с читателями, передал управление группой нацистам. В результате там возобладали соответствующие мнения, и появились далеко не литературные записи. 

Часто обновляют свои страницы питерские националисты Максим Калиниченко и Дмитрий Бобров. Однако дискуссии и отдача от пользователей видны только у Калиниченко — участника гражданского протеста и лидера питерских "Русских пробежек". Еще один националист из северной столицы, член КСО Николай Бондарик применяет страницу в ВК для антисемитских высказываний и скандалов. За ними следят 2700 френдов. 

Лидер движения "Фронт" Филипп Мыльников прославился тем, что дал Центру "Э" расписку, что не будет заниматься экстремизмом до 1 января 2013 года. Во "Вконтакте" он создал пятитысячную спам-группу "Московский фронт", которую дублируют 3-4 паблика-близнеца. 

Группа националистки из Минеральных Вод Оксаны Вёльвы набрала 11 тысяч участников. Оксана пишет об этнопреступности и коррупции, не злоупотребляя перепостами. Однако, когда активистка вышла в топ, некоторые правые сочли ее проектом органов безопасности. 

Челябинская журналистка-правозащитник Оксана Труфанова оживленно дискутирует в комментариях. Ее коллега, директор правозащитного центра РОД Наталья Холмогрова больше активна в ЖЖ. Обе имеют по тысяче френдов.

Дмитрий Жигалов из подмосковной Черноголовки — член крошечного национал-анархического "Руссоц движения". Уже два года пропагандирует русский вариант социал-анархизма и проект "Национализм без Гитлера", за что стал жертвой нападения. На все его три паблика подписано в целом около тысячи человек. 

На страницу Максима Марцинкевича подписаны 90 тысяч человек. При этом на ней почти нет дискуссий, а комментарии для друзей разбавляют фотографии самого Тесака и просьбы перевести денег. Успешно использует соцсеть для продвижения своих проектов, увеличению целевой аудитории и сбора средств. 

Что же такое соцсеть для националистов?

Один из модераторов "Вольницы" в ВК, активист "Зеленого Мира" Егор Давыдов, подытоживая работу паблика, утверждает, что для популярности политического движения необходима грамотная работа в "ВКонтакте". "Соцсети — бесплатный ресурс с гигантской аудиторией, и паблики — одно из основных орудий пропаганды и привлечения людей. Наш позволял быстро доставлять до адресата материал с идеями, устраивать оживленные дискуссии, привлекая множество людей, полная свобода слова, за плюрализм мнений никого не кидали в "черный список". Массовый интерес к "Вольнице" активист объяснил тем, что на странице публиковали грамотный социально-революционый материал, а не типичный для правых националистов эмоциональный спам.

Оксана Борисова-Вёльва считает, что соцсети — действеный способ достучаться до властей. "Соцсеть позволила мне поднять проблемы Ставрополья на федеральный, и не только, уровень. Многие люди раньше не слышали о том, что ситуация на Кавказе настолько запущена властями", — рассказала оппозиционерка. По ее мнению, власти боятся информационной огласки: кое-кто из Ставропольского правительства подал в отставку после народных сходов в Невинномысске, когда о проблемах заговорили на федеральных ТВ-каналах.

Для Оксаны Труфановой соцсети — не погоня за "лайками" и количеством подписчиков. Ее интересует личное мнение людей, потребителей информации и ее источников. "Мне нравится знать, что думают люди, рассказывать им о том, что вижу я, удивлять и шокировать — так я им помогаю быть в курсе всех событий, которые происходят вокруг, а не только зацикливаться на собственных проблемах", – объяснила журналистка. По ее мнению, не используют соцсети только весьма недалекие граждане.

Закрывая страницу 

Подводя итоги путешествия в мир "контактных" националистов можно констатировать, что соцсети — яркое отражение их разрозненной несистемной деятельности. Они многочисленны, но живут в параллельной реальности и не способны организоваться для массовых протестных действий. Эпизодические неординарные проекты в сети только подчеркивают рыхлость "социального нацнета". Проиграв "битву за улицу" националисты, точнее правые, оказались не способны взять реванш и в соцсетях.

Тэги
Поделитесь статьей