Две европейские страны оказались охвачены бунтом мигрантов. Беспорядки вспыхнули в Стокгольме после того, как полицейские застрелили угрожавшего людям мачете мужчину. Взбунтовавшиеся мигранты громят кварталы, жгут машины и здания. В Лондоне на волне этих выступлений гражданин Нигерии зарезал военнослужащего прямо посреди улицы. Прохожим он объяснил это тем, что Британия участвует в военных действиях в Афганистане.
"НацАкцент" спросил у экспертов, обладает ли российское общество достаточным запасом прочности, чтобы выступления мигрантов не повторились у нас.
Эксперт по проблемам этнической и религиозной политики Максим Шевченко считает, что за беспорядками в Европе стоят криминальные банды, которые есть в любом обществе и не связаны с какой-либо национальностью или гражданством.
"В современном мире такие банды являются одним из форматов существования людей, которые склонны к нарушению закона. В России, слава богу, есть закон, хотя криминализация силовых структур не позволяет нам надеяться, что преступления будут наказываться по заслугам", — отметил он. По мнению эксперта, это проблема не межнациональных отношений, а силовых структур и эффективности власти.
В свою очередь руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов считает, что повторение европейских событий в России — вопрос времени.
По его словам, элементом прочности можно считать отсутствие социальных гарантий и прав для мигрантов. То, что в России не существует построенной в европейских странах иждивенческой социальной политики в отношении мигрантов, пока спасает нас от подобных выступлений, считает он.
"Но это только пока, — отметил эксперт, — потому что подрастает второе поколение мигрантов, которое уже родилось при России. Эти люди не имеют с нашей страной никакой культурной единой идентичности, как правило жестко ее себе противопоставляют. Зачастую у них религиозное самосознание развито куда больше, чем гражданское".
По словам Сулейманова, это ведет к созданию этнических кланов, которые уже появились в мегаполисах страны. Из районов, где селятся мигранты, из-за неблагоприятной обстановки постепенно уходит местное население. Это происходит не только в городах, но и в деревнях, где жилье значительно дешевле. Переселение мигрантов с семьями, как отмечает эксперт, создает дискомфорт для местных жителей и тем самым ускоряет процесс внутренней миграции коренного населения в города.
По его словам, в Татарстане таких сельских поселений насчитывается уже 25. "Это процесс не просто миграции, это процесс колонизации. Единственное, что тормозит появление таких же мигрантских восстаний, как в Европе, — это абсолютное отсутствие у нас социальной политики в отношении мигрантов. Мы не платим никаких пособий по безработице, которые позволяют им жить на иждивении, и только благодаря этому этот процесс затормаживается. Но это не значит, что он остановится", — считает он.