Писать про "еврейский вопрос" - дело неблагодарное. Трудно говорить о национальных чувствах народа, пережившего трагедию Холокоста, много веков остававшегося мишенью ксенофобских нападок. Такая трагическая история не может пройти бесследно, и мы все должны помнить о ней, как должны мы помнить об уничтожении нацистами цыган, и о геноциде армянского народа… Страх перед отвратительным явлением антисемитизма очень глубоко укоренился в культуре евреев. И этот страх, к сожалению, порой делает представителей этого народа недостаточно объективными в своих публичных заявлениях.
На днях председатель Российского еврейского конгресса Юрий Каннер написал открытое письмо генпрокурору России Юрию Чайке, в котором обратил внимание правоохранителей на то, что случившийся в Ульяновске акт вандализма на еврейском кладбище может являться "лишь локальным следствием гораздо более глубокого и опасного процесса". Канер также попросил Генеральную прокуратуру проанализировать эту гипотезу "со всей возможной тщательностью" и "должным профессионализмом".
Обеспокоенность еврейского общественника вызвало географическое совпадение: вандалы проявили себя именно в Ульяновской области, где незадолго до этого губернатор Сергей Морозов заменил на "Тотальном диктанте" текст писательницы Дины Рубиной, живущей в Израиле, на другой. Обосновывал глава региона свое решение тем, что в текстах Рубиной встречается ненормативная лексика.
Морозов вообще славен своими неоднозначными инициативами в области культуры. Сначала он поставил памятник букве "Ё", потом стал проверять всех чиновников на грамотность, а затем объявил Ульяновскую область родиной Колобка. Все эти яркие и запоминающиеся идеи повысили узнаваемость и области, и лично губернатора Морозова, который сидит в губернаторском кресле уже много лет (в рейтинге выживаемости губернаторов он ходит в середнячках со своим 32-м местом, но в целом его позиции вполне стабильны).
Однако экстравагантная любовь к родной речи в его случае никак не связана ни с крайним национализмом, ни с ксенофобией и уж тем более антисемитизмом.
Более того, Морозов всегда плотно сотрудничал с еврейскими организациями как областными, так и федеральными. Именно поэтому председатель Ульяновской еврейской общины Игорь Дабакаров назвал предположение об антисемитизме Морозова "бредом".
"Какой Сергей Иванович (Морозов) антисемит? Нет, конечно! Как только он заступил на должность губернатора, первым делом создал совет по национальностям, куда вошли все национальности, проживающие в Ульяновской области. Раз в квартал мы собираемся, решаем проблемы. Он не только слышит о наших проблемах, он их решает", — сказал Дабакаров.
Но и это не все. Под эгидой Морозова в Ульяновской области были проведены несколько крупных еврейских мероприятия: Учредительный съезд Российского еврейского молодежного конгресса, Международный фестиваль еврейской культуры, а также выставки и гастроли еврейских художников и артистов. Морозов также подписал соглашение с раввином ульяновской еврейской общины Йосефом Морозовым "о взаимодействии в организации духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан", а еще - принял участие в открытии иудейского знака Миноры, который установили около здания еврейского общинного центра в Ульяновске.
Так что обвинения Морозова в антисемитизме как-то совсем противоречат фактам. Что же касается замены текста диктанта, двигал ульяновским словесником -любителем вовсе не антисемитизм, а, скорее всего, несколько непрофессиональное волнение от встречи с "великим и могучим" во всей его разнообразной, неханжеской красе.
Да и с осквернением кладбища картина складывается не столь однозначная. Выяснилось, что двое пьяных мужиков громили могилы без разбора, кто в ней покоится – русский или еврей. Да, разгромленных еврейских могил было несколько больше, но в данном случае это не столь принципиально. Принципиально, что могилы выбирались пьяными дебоширами вовсе не по национальному признаку, а по территориальному – что ближе, то и крушу. Проспавшись и оказавшись в полиции, мужчины заявили, что ничего не помнят. Но отрицать вандализм им нет никакого резона, ибо за него сроки гораздо ниже, чем за "осквернение захоронений".
Чего же добивается от генпрокурора страны уважаемый Юрий Каннер, раскрытие какого "заговора"? Кладбищенским хулиганам грозит суд, правоохранительные органы уже начали следствие. А что еврейские активисты собираются предъявить остальным, в частности ульяновскому губернатору - 282-ю статью? Печально известную статью за мыслепреступления? Но даже если бы Морозов и в самом деле позволил себе антисемитские слова, неужели на слова надо отвечать тюрьмой?!
На этом фоне "язык вражды", которым заговорил с согражданами сам Юрий Каннер, выглядит более чем очевидным и странным. "Профессор Стернин сделал для изучения, познания русского языка в Воронеже больше, чем любой их этих языковедов с нагайками в состоянии понять", - написал Каннер о казаках, когда рассказывал о ситуации с воронежским профессором-словесником, которого стала преследовать группа казачьих активистов. Действуют эти "активисты" не самым достойным образом, преследуя и угрожая профессору, впрочем, не столько из-за его еврейского происхождения, сколько за участие в экспертизах по той же 282-й статье. Однако негативно подчеркивать национальность других и переносить отрицательные характеристики отдельных не очень воспитанных людей на народ в целом - это и есть язык вражды!
Единственным настоящим проявлением антисемитизма, на который ссылается Каннер, было заявление Союза писателей по поводу текста Дины Рубиной. Но только вряд ли РЕКу станет легче, если прокуратура посадит этих людей за решетку. Только за их высказывания? Не лучше ли все-таки перевоспитывать общество гуманитарными акциями, а не жалобами в прокуратуру?
Вся эта история с Диной Рубиной в ее антисемитской составляющей – яйца выеденного не стоит. И было бы гораздо правильнее просто не обратить на нее внимание. Потому что кричать "волки-волки" много раз никогда не получается.