Московские власти будут повышать толерантность горожан с помощью Интернета: закажут блогерам 20 текстов по 100 тысяч рублей за штуку (так, по крайней мере, следует из публикации "Известий"). Создадут несколько дискуссионных площадок в соцсетях, в блогах. Деньги немалые, да еще и из кармана москвичей, но на благое дело ведь не жалко?
Единственное, что беспокоит, эта полная неэффективность такого точечного подхода. Т.е. в каком-то смысле история вполне может стать эффективной - для блогеров, которые получат приличные деньги, или для чиновников, которым предоставят в распоряжение значительные суммы на такое "распилоемкое" дело, как продвижение идей в СМИ. А вот заявленных целей все эти вливания достигнутвряд ли.
И дело даже не в распилах. Одной пропагандой, да еще сугубо проплаченной, а не идейной, вряд ли возможно изменить общественные настроения. Людям всегда хочется, чтобы за красивыми словами стояло (или хотя бы проглядывало) еще и изменение социальных и государственных практик, за которые отвечают власти.
А вот с этим очевидные проблемы. С одной стороны власти проповедуют толерантность, а другой - начинают выделять одну национальную группу (казаков) для выполнения, по сути, своих функций. Или в течение многих лет не могут даже начать диалог с обществом относительно недовольства этого общества засильем приезжих на рабочих местах в ЖКХ, что тоже не способствует толерантности. Не говоря уже о том, что власти абсолютно бессильны в борьбе с нелегальной миграцией и в адаптации мигрантов к жизни в столице.
Подливают масло в огонь "толерантности" правоохранительные и судебные органы. "Нацакцент" неоднократно писал, что именно ошибки, а то и преступления в этих государственных институтах провоцируют то, что некоторые бытовые конфликты начинают интерпретироваться, или вовсе перерастают в межнациональные. События последних дней еще раз наглядно продемонстрировали такую тенденцию.
История с осуждением на три года колонии студентки Александры Лотковой, оборонявшейся из травмата, в определенном сегменте сети приобрела абсолютно националистическую интерпретацию. А все из-за того, что один из ее противников имел кавказскую фамилию. А также потому, что живо в памяти многих дело Мирзаева, который был признан виновным в убийстве по неоосторожности (это была даже не самооборона) и получил два года. Но в отличие от спортсмена Лоткова никого даже не убила!
Недавно на семинаре в Высшей школе экономике был представлен доклад ведущего научного сотрудника Института географии РАН Ольги Вендиной, в котором она рассматривала, конечно, не национальные, а идеологические границы, разделяющие москвичей. При взгляде со стороны все москвичи представляются зачастую зажравшимися снобами, но, как показывают исследования, жители Москвы очень отличаются друг от другу и по своему мировоззрению и по социальным практикам. Вендина показала две Москвы: космополитическую (которая ходит в кафе и работает в постиндустриальных секторах экономики) и посконную (традиционалистскую, советскую, националистическую - все эти течения Вендина, впрочем, тоже различает), которая ест в столовых и работает в индустриальном секторе. Ученый даже на карте города показывает, что первый больше локализуются в центре, на Северо-Западе, Западе и Юго-Западе Москвы (т.е. слева), а вторые - в остальных местах (т.е. справа)
Вендина утверждает, что достижения групповой консолидации разобщенным москвичам нужна общая идея, которая объединяла их, а не разводила в сторону. Именно наличие консолидирующей идеи может стать залогом терпимости горожан друг к другу, мирногосовместного проживания в общем городе. Однако пока докладчик этой идеи не видит, уж очень разные у сегодняшних москвичейпредставления о жизни.
Руководитель семинара, на котором был представлен доклад, Эмиль Паин не согласился с выводами доклада. По его мнению существует два полюса имперский государственнический "традиционализм" и не привязанный к месту, перенимающий любые практики "космополитизм". Объединяющим может стать только третья идеология, идеология посередине. Паин назвал эту идеологию "гражданский национализм" с главной идей "вернуть эту землю себе". Не себе этническим русским, а себе - гражданам. Горожане способны объединиться вокруг идеи общественного блага, а не частного интереса. Именно общественного, а не государственного.
Национализм слишком многозначный термин, он включает в себя как представления "людей из кафе", так и "людей из столовой". Возрождение у горожан интереса к месту, в котором они живут, ответственности за него в российской столице происходит очень медленно, но происходит. И как бы мы этот процесс ни называли - национализмом ли, регионализмом или просто подъемом гражданского общества, именно он может консолидировать людей, живущих на территории Москвы и превратить в москвичей, готовых быть толерантными с соседом, который в свою очередь тоже ведет себя как гражданин.
Но воспитывать ответственных граждан сверху и исключительно путем проплаченных постов - дело безнадежное. Остается надеяться на самих горожан.