"Я буду питаться зернистой икрой, живую ловить осетрину, кататься на тройке над Волгой-рекой и бегать в колхоз по малину!" - мечтала о поездке в Советский Союз дочка знаменитого Мистера Твистера. Похожее представление должно было сложиться о России у не менее известного французского актера Жерара Депардье: пляшущие вокруг люди в национальных костюмах, ушанка, лезгинка и непрерывное застолье.
В декабре минувшего года Депардье, недовольный новым французским налогом на роскошь, заявил об отказе от гражданства Франции. Актер обмолвился, что рассматривает возможность стать гражданином России, Черногории или подданным Бельгии. А уже в январе президент Владимир Путин лично вручил Депардье российский паспорт. Документ подготовили за столько короткий срок, что российские журналисты и блогеры заподозрили неладное. Вскоре СМИ уличили ФМС в том, что вклеенная в паспорт фотография Депардье взята из интернета. Однако об этом конфузе вскоре забыли. Точно так же никто особенно не стал придираться к тому, что одной воли президента для вручения российского гражданства недостаточно. По закону человек может претендовать на него, если только он жил в стране непрерывно в течение пяти лет и владеет русским языком. И, похоже, все мы стали невольными свидетелями некоего российского законодательного чуда или фокуса.
В знак благодарности за подаренное ему гражданство француз отправился в продолжительное путешествие по российским регионам. Причем пока турне его проходит исключительно по национальным республикам.
Первым в программе поездки стал Саранск. Там французского актера переодели в мордовскую рубаху с вышивкой, подарили прописку, ключи от квартиры, паспорт "почетного мордвина", шапку-ушанку, котят и валенки. Вместе с главой Мордовии Владимиром Волковым он станцевал под народную песню "Луганяся келунясь", а потом получил предложение стать министром культуры Мордовии, от которого скромно отказался.
В Саранске Депардье изъявил желание открыть кафе, "рассчитанное на простого, рабочего человека". Он даже посетил сыроваренный завод "Сармич", где выбрал сорт сыра для будущего заведения. В программу пребывания актера также включили визит с дегустацией продукции в сельскохозяйственный комплекс "Тепличное", молокозавод, Октябрьскую птицефабрику и национально-культурный центр в селе Старая Теризморга с этнографическим музеем. Прощаясь со своей новой Родиной, актер пообещал стать "посланником Мордовии" и рассказать о ней всему миру.
Уже на следующий день француз в милицейской шапке-ушанке со звездой вышел из самолета в аэропорту Чечни. Там его ждал похожий только с местным колоритом набор развлечений. В качестве "скромного" презента актеру преподнесли… пятикомнатную квартиру стоимостью около 15 миллионов рублей и удостоверение почетного гражданина республики. Когда чеченские блогеры стали упрекать Рамзана Кадырова в расточительности, тот пристыдил их и напомнил о многочисленных заслугах и званиях дорогого гостя. Депардье в долгу не остался, и, как мог, нахваливал гостеприимство Кадырова и Чечню, рассказывая, какие счастливые живут в республике люди. Он пообещал болеть за местную команду "Терек" и снять о регионе "большой фильм". Кинолента под названием "Сердце отца" о восстановлении послевоенной Чечни, судя по всему, будет посвящена памяти первого президента Чечни Ахмата Кадырова. За дружеские объятия с Рамзаном Кадыровым западная пресса обрушилась на Депардье с ядовитыми комментариями, но на благодушное настроение актера это никак не повлияло.
Несмотря на то, что до Удмуртии, куда его настойчиво приглашали местные власти, француз пока не доехал, это не помешало ему получить в конце февраля получить звание "почетного удмурта". Сакральная церемония посвящения прошла в отсутствие Депардье в одной из удмуртских деревень под Ижевском. А все полагающиеся атрибуты - традиционную войлочную шапку-колпак удмуртов и кожаный орден – актеру отправили по почте.
Между тем все эти сюрреалистические приключения Депардье в России, его нелепый и восторженный вид создают ощущение имитации съемок очередной кинокомедии. Вот уже второй месяц мы наблюдаем шоу о путешествии европейца по "дикой, но гостеприимной России" в соответствующем антураже: балалайки, водка, бабушки в платочках. Не хватает только ручного медведя, который, возможно, тоже скоро появится.
Некоторые жалеют Депардье, считая, что пожилого актера в своих корыстных целях используют коварные российские чиновники. Мотивы последних, столь неутомимо таскающих француза по национальным регионам страны, вроде бы, понятны: продемонстрировать соотечественникам и всему миру, что в России настолько хорошо, что здесь хотят жить западные знаменитости. Вот только эффект этой пиаркомпании в ее нынешнем виде сомнителен. Хочется посмотреть на тех россиян, а тем более граждан других стран, кто, воодушевившись визитом актера, в поисках счастливой и веселой жизни переберется на ПМЖ в Чечню.
Нашлись впрочем и те, кто провел параллель нынешнего шоу с визитом немецкого писателя еврейского происхождения Лиона Фейхтвангера в СССР по приглашению Иосифа Сталина в 1937 году. Вряд ли такое сравнение уместно. Если советский вождь таким образом завоевывал умы и симпатии западных философов и писателей, то в данном случае мы имеем лишь беглого Депардье – весьма далекого от влияния на мировых властителей дум как в политике, так и в гуманитарных сферах. Его вообще, похоже, мало волнуют проблемы как новой, так и старой родины.
Пожилой француз умудрился красиво плюнуть в лицо французской бюрократии, а теперь прекрасно проводит время и наслаждается всеобщим вниманием в России. Отечественные чиновники смакуют возможность провести время в компании любимой кинозвезды, а у простых россиян теперь есть что обсудить за ужином. Словом, каждый получил свое.