Литература всегда была благодатным полем для популяризации тех или иных политических идей. Немало среди писателей и тех, кто поддерживает идеи русского национализма. Российская критика, как правило, обходит молчанием националистическую беллетристику, особенно так называемую "подпольную прозу" выросшую из скинхед-движения. Во многом влияние на нее оказали такие американские произведения, как "Дневник Тернера", "Охотник" Уильяма Пирса, "Повстанцы скалистых гор" Дэвида Лэйна и другие. Однако, в отличие от западных авторов, описывающих явную антиутопию, российские всегда тяготели к реализму: в их романах речь об этноконфликтах и образе жизни субкультурных правых.
Еще в нулевых национал-революционную прозу легально выпускало издательство "Ультра культура" Ильи Кормильцева. В последнее время в России из-за активного расширения списка "экстремистских материалов" подобные сочинения ушли в подполье и публикуются в основном в Интернете. В обзоре речь пойдет о наиболее интересных образчиках этого жанра.
Он был скинхед - Дмитрий Нестеров
В 2003 году "Ультра культура" презентовала книгу "Скины: Русь пробуждается" московского прозаика Дмитрия Нестерова (настоящее имя – Роман Нифонтов). Сам Нестеров с середины 90-х годов был вовлечен в движение бритоголовых, был участником радикальной организации "Скинс-легион". Бригада отличалась конспирацией и дисциплиной. Через нее прошли десятки людей, оказавших значительное влияние на среду русских националистов. В недрах "легиона" зародился журнал "Русская Воля", где и печатались "Скины".
Примечательно, что старые националисты, вроде владельца издательской фирмы "Витязь" Виктора Корчагина, отказались публиковать роман из-за отсутствия упора на разоблачение сионизма.
"Ультра культура" трижды переиздала роман общим тиражом 14 тысяч экземпляров. Толпы молодых людей бродили по книжным магазинам в поисках заветных "Скинов". Однако и правоохранительные органы не дремали: они периодически наведывались в книжные точки с требованием не продавать бестселлер. Сейчас книга внесена в список экстремистской литературы.
В двух словах сюжет книги – это кровь, жестокость улиц, погромы торговых точек, нападения в электричках на лиц неславянской внешностьи. Действие разворачивается в середине 1990-х – начале 2000-х, когда скинхед-движение еще было массовым. Повествование ведется от лица юноши Кваса, выпускника Полиграфического техникума. Герои романа – молодежная банда беспощадно решают "национальный вопрос" на городских улицах, руководствуясь принципом "око за око". Они атакуют американское посольство в знак протеста против бомбежки Сербии, мстят банде рэперов, убившей их товарища. В финале романа автор показывает, что путь насилия бесперспективен, и его герои вступают в национал-социалистическую партию.
Напомним, автор книги Дмитрий Нестеров застрелился из охотничьего ружья в марте 2009 года во время расследования деятельности Национал-социалистического общества, в котором он состоял. Соратники назвали самоубийство подозрительным, так как за несколько дней до этого в камере ИВС на Петровке был найден мертвым его хороший знакомый и тоже член общества Максим Базылев.
До 16 и старше – Дмитрий Честный.
Долгое время в Рунете публиковался Дмитрий Честный. С 16 лет он увлекся движением скинхедов, а потом переключился на эзотерику и начал писать. Первое произведение Честного "Русь пробуждается во мраке", опубликованное в 2004 году под псевдонимом Духофф, осталось незамеченным широкой публикой. Зато повесть "Борьба" в 2006 году, посвященная уличным "подвигам" скинхедов, вызвала у правых фурор. И это несмотря на то, что неуязвимые герои, "бульварные" шаблоны, а также революция в финале явно придавали повести голливудский оттенок. "Борьба", как и другие произведения Честного, рассчитаны на несовершеннолетних.
Позже Честный написал "Огонь!" от имени сотрудника некой собирательной корпорации с монологом – "почему я стал ультраправым". В 2008 вышла новелла "Становление", на написание которой его вдохновила деятельность ультранационалистов из бригады "СПАС".
После двухлетней паузы Честный опубликовал в 2010 году повесть "Russian Will", памяти погибших Дмитрия Нестерова, Максима Базылева и идеолога оккультного нацизма Мигеля Серрано. Сюжет тягостен: махровое человеконенавистничество, эзотерическая мистерия и горы трупов. Затем имя автора незаметно исчезло из Рунета.
Сквозь тюремные решетки – утопии Алексея Воеводина и прошлое Кирилла Арнаутова
Петербуржец Алексей Воеводин, задержанный в 2005 году и осужденный на пожизненный срок за серию преступлений, находясь за решеткой пишет одно за другим воззвание к соратникам. В их среде его называют "фанатиком среди фанатиков". В 2008 Воеводин передал на волю антиутопию "Моя Война" в духе произведений Пирса, написанную урывками между вскрытием вен, походами в карцер и судами. По сути, это рассказ Воеводина о том, что он не успел сделать на свободе. "Моя Война" также занесена в перечень экстремистской литературы.
Активист "ДПНИ-Благовещенск" Кирилл Арнаутов получил длительный срок за драку с китайцем. Отсидев полсрока, в 2011 году он попытался привлечь к себе внимание романом "Мой выбор". Но произведение осталась незамеченной в среде националистов, уже привыкшей к такому тематическому самиздату. А зря. Пишет Арнаутов неплохо, тщательно выводя психологические типы персонажей как правых, так и следователей. Довольно достоверно описывает автор оперативную работу правоохранительных органов и методы вербовки скинхедами новых сторонников. В книге нет фантастики в духе "как мы устроим революцию". Это обычный мир большого города и описание жизни радикалов.
Высоким стилем – Володя Злобин
Володя Злобин – плодовитый молодой автор. Ему чуть за двадцать, но пишет он довольно профессионально. Начинал с эссе и рассказов о жизни вообще, но затем перешел на тему национализма. Его первым и весьма успешным опытом стала новелла "Ничего Особенного" в 2010 году. В произведении группа оппозиционеров уходит в подполье, но после недолгой борьбы герои гибнут. Злобин дистанцировался от утопии и пафоса. Повествование пессимистично.
Успех Злобина воодушевил. Спустя год он публикует "Повесть о настоящем пиплхейтере" с описанием изнанки субкультурных правых, мнящих себя элитой.
Попутно выходит десяток рассказов, философские статьи, и роман "Финики". "Про взросление неуравновешенного человека и слабых людей, захотевших стать сильными". Осенью 2012 роман "Финики" был отредактирован журналисткой Дарьей Шутковой и издан, а Злобин уже анонсировал новый роман "Чернозем".
Максимальная конспирация
Стоит упомянуть и анонимные произведения, дебютировавших в 2011 году авторов с экзотическими псевдонимами. Так, в повести Скимена Кинга "Арийская утопия" речь идет о Москве 2017 года: это негры, нацисты и обилие нецензурной лексики. Зигослав Рыжетарзанов написал повесть "Россия-69", высмеивающую антифа. И наконец, Alex_C представил незатейливое произведение "Вопреки. Вне границ" о жизни националистов на Украине, озабоченных межэтническими проблемами.