Хочешь понять, чем живет тот или иной город или поселок, - посети его краеведческий музей. Относительная "молодость" Нарьян-Мара не должна вводить в заблуждение пытливого путешественника: на землях ненецкого округа люди селились издревле, поэтому экспонатов, в том числе старинных, уникальных здесь множество.
Музей была основан в не таком уж далеком 1934 году. Он всего на три года моложе столицы НАО. А впервые о необходимости специального выставочного центра в округе заговорили еще раньше: в 1929 году. В чем причина такого рвения? В тридцатые годы шло активное освоение северных земель, для разработки месторождения полезных ископаемых привлекали рабочую силу. Власти необходимо было, как сейчас бы сказали, популяризировать местную жизнь. Изначально коллекцию собирали, чтобы показывать достижения советской власти на севере, а попутно демонстрировали еще и уникальную ненецкую культуру. Особенно рьяно готовилась первая выставка - 1933 года. Именно ее экспозиция стала основой нового музея. Потрясения двадцатого века в полной мере сказались на быте ненцев и других народов, населяющих округ. Коллективизация, репрессии, газовая и нефтяная лихорадка, - все эти события в той или иной степени меняли жизнь оленеводов. А сотрудники музея всеми силами пытались сохранить ускользающие мгновенья истории.
С миру по нитке
Чем крупнее музей, тем проще его администрации пополнять запасники. Сотрудники именитых экспоцентров могут позволить себе ездить по аукционам, участвовать в программах культурного обмена, покупать интересные экспонаты у коллекционеров. В маленьких музеях коллекции собираются в буквальном смысле с миру по нитке. Большая часть экспонатов ненецкого краеведческого музея обрела постоянную прописку благодаря этнографическим экспедициям.
- В последнее время в удаленных ненецких поселках гости бывают часто. Приезжают музейщики и частные коллекционеры из Архангельска, Республики Коми, Западной Европы. Поэтому, мы всегда довольны, если удается оставить ценный предмет на территории родного округа. Пока еще ни одна экспедиция нас не разочаровала, - рассказывает заведующая отделом этнографии и регионального искусствоведения Ненецкого краеведческого музея Лариса Талеева. - Из Большеземельской тундры в 2009 году привезли два недоуздка – часть упряжи оленя из моржовой кости и ровдуги (сыромятной оленьей кожи – Прим. Ред.). Годом позже на острове Колгуеве нашли традиционные головные уборы, в том числе редкую Малоземельскую шапку, две шкуры оленя, костяную иглу. Многие уникальные предметы быта удалось сфотографировать, мы всегда надеемся, что в конечном итоге они придут в ненецкий краеведческий музей.
Кстати, иррациональная, казалось бы примета – запечатлел на фото, значит сделал первый шаг к приобретению – у Ларисы Прокопьевны срабатывала неоднократно:
- На Коглуеве я сфотографировала две паницы: белую праздничную и коричневую повседневную. А год спустя их принесли нам в музей!
В каждой тундре – своя мода!
Своей коллекцией традиционной ненецкой одежды, в том числе и паницами, музей гордится не зря. В экспозиции присутствует одежда представителей всех четырех ненецких тундр. Есть детские паницы и наряды шаманов, женские и мужские головные уборы. Несмотря на то, что образ жизни ненцы разных тундр вели одинаковый, одежду предпочитали разную.
- За Уралом и в Большеземельской тундре носили вертикальный тип паницы (все основные швы выполнены по вертикали – Прим. Ред.) и капоры. В Малоземельской тундре – паницы такие же, но шапки совсем другие: из четырех клиньев, сильноприлегающие, с длинными ушками, - посвящает в тонкости ненецкой моды Лариса Талеева, - Но больше всего оригинальничали ненцы Канинской тундры. У них и паница совершенно другая – с горизонтальными швами – и головные уборы. Молодые женщины носили шапки полукругом. Женщины в возрасте – цилиндрические. Наши дизайнеры называют этот вид убранства – образ Нефертити. Ушки у такой шапки короткие, но сзади есть длинные меховые украшения с прошивкой из цветного сукна. Они пришивались на праздники и свадьбы.
Медные детали костюма – пряжки и застежки – рачительные ненецкие хозяйки выменивали у заезжих торговцев. Украшалась одежда не только аксессуарами, но и узорами. Письменности у ненцев вплоть до тридцатых годов ХХ века не было. Своеобразными летописями рода служили все те же паницы. Искусные мастерицы закладывали в орнамент массу информации: велика ли семья, много ли оленей в стаде, какое животное покровительствует роду. Корни этой традиции уходят в далекое прошлое: хотя христианизация ненцев началась еще в 16 веке, на территории округа долгое время мирно уживалось сразу несколько верований: тотемизм, шаманизм и христианство.
Чудотворец и духи
Ритуальных предметов, когда-то принадлежавших шаманам, в ненецком краеведческом музее немало. Но особенной любовью музейных хранителей пользуется один экспонат. Его история долгое время была неизвестна: во времена борьбы с древними культами в запасники музея попало множество шаманских атрибутов. Однажды одна из посетительниц музея узнала в экспозиции бубен своего прадеда. Правда, на 100% женщина уверена не была, поэтому посоветовала обратиться к своему отцу, который лучше помнил деда. Во время очередной экспедиции фотографии бубна музейщики показали местному старожилу Иону Ивановичу Ардееву. Он подтвердил: этим инструментом некогда владел его предок - шаман по кличке "Ржавый". Выяснилось, что в их семье хранился бубен вместе с остальными предметами культа на втором этаже обычного амбара. А на первом уровне располагался…импровизированный иконостас с Николаем Чудотворцем в центре. И юного Иона такое соседство ничуть не смущало: где духи не помогут, там Николай подсобит!
Тэги