Впервые напрямую пообщаться с народом Владимир Путин решил в 2001 году, однако на сайте, посвященном ежегодным передачам "Разговор с Владимиром Путиным", стенограммы самой первой из них нет. Записи начинаются с 2002 года и заканчиваются 2010-м. Стенограмма 2011 года есть на других сайтах, а вот в 2012 году прямого разговора Путина с народом уже не будет.
Впрочем, насколько он был прямым можно судить по многочисленным скандалам, сопровождающим программу в течение всего ее существования, когда всплывала информация о жестком отборе тех, кто не только будет задавать вопросы, но даже просто появится в кадре. И тем не менее, живой голос народа, время от времени в передаче прорывался. В прошлом году особенно. И все же острые и неожиданные для Путина вопросы - редкое исключение. Правилом же являются подготовленные "рояли в кустах". Но по этим роялям тоже можно судить об аспекта и приоритетах политики действующей власти. Мы решили проанализировать то, как и когда Путин поднимал вопросы межнациональных отношений и миграционной политики.
Интересно, что с самого первого эфира Путин связывает вопрос межнациональных отношений с вопросом сохранения государства, из чего на протяжении 10 лет делается вывод, что те, кто покушается на межнациональный мир - вполне могут быть причислены к государственным преступникам. "В такой многонациональной стране как Россия сохранение межнационального мира и поддержание того состояния, в котором мы находились столетиями… крайне важно для сохранения государства", - это слова президент в 2002 году. А вот год 2010-й: "Россия - это многонациональное государство. И в этом наша сила. И те, кто подрывают эти основы государства, чтобы они ни говорили вслух, безусловно, раскачивают страну". Именно многонациональностью нашего государства Путин объяснял увеличение президентского срока, а существующим национализмом - отмену выборов губернаторов.
Конкретных предложений по урегулированию межнациональных отношений в нулевые было немного: в основном Путин ограничивался общими словами о том, что надо всем дружить и народы России - одна семья. Впрочем, за эти годы он несколько раз предлагал: либерализовать миграционное законодательство, сделать неотвратимым уголовное преследование за ксенофобию, вложиться в улучшение имиджа чеченцев, призвать к ответственности местные власти и правоохранительные органы и, наконец, ужесточить регистрацию и подумать о чем-нибудь вроде Миннаца.
Видимо, этой непоследовательностью и фактической беспомощностью в национальной политике и объясняется то, что за 12 нахождения Путина у власти ситуация в этой области не то что не улучшилась, а наоборот, стала гораздо напряжённее. Что, собственно, и проявилось в его речах. Удивительно, но за год до "Манежки" - в 2009 году - общаясь с народом Путин ни слова не сказал о межнациональных отношениях! Конечно, это был год мирового кризиса, но, тем не менее, ни единого слова, даже привычных мантр о дружбе не прозвучало!
Проблемы межнациональных отношений для Путина в начале его президентского пути сводились к борьбе с сепаратизмом в Чечне и отдельнымипроявлениями вандализма на кладбищах. К 2011 году они вылились в обсуждение Манежки, обвинения правоохранителей в плохой работе и оправдание реакции русских людей на поведение своих соотечественников с Кавказа. А до этого ведь еще была Кандопога.
Любопытно, что есть несколько тем, которые прошли красной нитью через все 10 лет публичных выступлений Путина. "Тот, кто говорит: "Россия - для русских", - знаете, трудно удержаться, чтобы не давать характеристики этим людям, – это либо непорядочные люди, которые не понимают, что говорят, и тогда они просто придурки, либо провокаторы, потому что Россия - многонациональная страна. Что такое Россия для русских? Они что, выступают за отделение отдельных территорий от России, хотят распада Российской Федерации? Чего они добиваются, подобные деятели? Ответ здесь понятен. Скорее всего, это провокаторы, люди, которые хотят нажить какой-то дешевый капитал на каких-то проблемах, хотят показать себя радикалами и что-то здесь приобрести", - сказал Путин времен 2003 года. А вот он же 8 лет спустя про "дело Свиридова": "А что касается всего, что с этим связано, вы посмотрите, о каком шовинизме или русском национализме там может идти речь. Там те, кто призывал к расправам, нет ни одной русской фамилии, и те, кто совершал убийства или был причастен к убийству, тоже нет ни одной русской фамилии. При чем здесь великодержавный шовинизм? Посмотрите на фамилии осужденных. Ни одной русской фамилии там нет. Так что давайте не будем провоцировать русского мужика, а то так можно провоцировать, а потом не успокоите его еще".
Похожие метаморфозы произошли с Путиным и в вопросах войны в Чечне, (которую он в начале своего правления объяснял внешней интервенцией, а в 2011 вдруг назвал эту войну гражданской), и в вопросах миграционной политики, (которую он очень долго призывал сделать еще более либеральной, а закончил обязательными экзаменами по русской культуре и истории).
Интересно проследить появление в речи Путина слов "фашизм" и "нацизм" после оранжевой революции на Украине. Тогдашний властитель кремлевских дум Владислав Сурков придумал сделать из этих слов страшилку в противовес надоевшему уже "терроризму" и создать "антифашистское "движение "Наши". Тема потихонечку сошла на нет вместе с исчезновением Суркова. Этот факт лишний раз доказывает, что руководство страны долгое время использовало тему межнациональных отношений исключительно в своих политических пиар-целях, не имеющих с самими этими отношениями никакой связи. И только теперь, когда петух клюнул власть в лысеющее темечко, о национальной политике начали говорить более-менее всерьез. Ну, по крайней мере, с реальной озабоченностью, что и проявилось в речах Путина 2010 и 2011 годов. Однако велик риск того, что вся национальная политика опять ограничится лишь разговорами.
Впрочем, в этом году первое лицо государства от разговоров отказалось. Может, оно и к лучшему…