Стали известны итоги конкурса президентского гранта для социально ориентированных неправительственных организаций. Конкурс проводили шесть таких же организаций, которые в свою очередь распределяли деньги между различными участниками конкурса. Странно, но результаты опубликовали пока только четыре из них. В беседе с корреспондентом "НацАкцента" представитель одной из НКО, проводящей конкурс, отметила, что они только выполняли роль технических операторов, а решение выносили комиссии, которые вплотную общались с Администрацией президента.
При этом очевидно, что критерии оценки заявок для каждой НКО отличались, однако никаких содержательных приоритетов среди них не было, только самые общие слова о соответствие проекта целям и условиям конкурса, его актуальности и социальной значимости и т.д. В результате из почти 3 тысяч поданных заявок было отобрано около 400. Причем критерии оценки этого выбора комиссии, исходя из опубликованных документов, понять совершенно невозможно. Источник в одной из НКО-операторе отметил, что они и сами не знают, как и почему отбирались победители, так как работа конкурсной комиссии проходила в закрытом для них режиме.
Впрочем, определенные тенденции в отборе заявок понять несложно. Тематике, связанной с национальным развитием, межнациональными отношениями и межэтническими конфликтами, посвящены около 30 выигравших проектов. Простое перечисление их названий ("Гармонизация межнациональных отношений и профилактика экстремизма в молодёжной среде", "Профилактика расовой̆ дискриминации, экстремизма и ксенофобии в молодёжной среде", "Вместе мы - одна страна!", "Дружба народов", "Клуб "Многонациональная Россия" и т.д.) вызывает только одну ассоциацию: "За все хорошее против всего плохого". Никаких подробных описаний проектов, на которые в итоге пойдут десятки миллионов рублей из кармана налогоплательщика, общественности пока так и не предъявлено. Какими именнометодами будет достигаться "дружба народов" и "межнациональный мир" в стране, где представители разных народовуже не понимают, а зачастую и не хотят понимать друг друга. Будут ли они бороться с глубинными причинами межэтнической напряженности или ограничатся привычными мантрами о мире-дружбе-жевачке?
А между тем за бортом осталось множество проектов, направленных на развитие национальной идентичности и культуры: финно-угорских, тюркских, северокавказских народов, малочисленных народов Севера. Зато из так называемых мононациональных заявок конкурса были поддержаны исключительно те, что связаны с общностью, которую государство до сих пор не признает за отдельную национальность. Речь идет о казаках. Сразу несколько казачьих проектов получили государственную поддержку. И самый значительный транш - около 7 миллионов рублей - выделен на Казачий молодёжный лагерь "Доблесть", который проводят казаки Санкт-Петербурга. Еще около 3 миллионов выделят на издания книги о правовых основах казачества.
Как мы видим, хоть и не заявленная эксплицитно, национальная политика государства все равно четко проявилась в раздаче слонов. С одной стороны, это какая-то беспомощная, хотя возможно, и искренняя, попытка борьбы за гармоничные межнациональные отношения. А с другой - поддержка наиболее лояльной власти субэтнической группы, которая как будто манифестирует русских и выражает главные идеологемы продвигаемые властью: государственное служение, православие, традиционализм, неприятие оппозиционности, латентный национализм и агрессивный патриотизм (в советском понимании этого слова).
Такая национальная политика, в конечном счете, загоняет застарелые неразрешенные проблемы еще дальше вглубь. Вложение госсредств не в моральную реабилитацию русского народа, а в укрепление лишь одного из его субэтносов, игнорирование интересов уже хорошо структурированных в гражданском плане этнических групп в пользу невнятных межнациональных проектов не прибавят межэтнического мира и взаимопонимания. Напряженность междупредставителями разных национальностей вызвана вовсе не недостатком политинформаций о дружбе народов.Агрессия одних против других провоцируется прежде всего депрессивным экономически состоянием, в котором находятся народы локализованные на той или иной территории, их недостаточной политической репрезентативностью, а также очевидным политическим неравенством этносов, живущих в нашей стране.