Дедушке Ленину и так неспокойно спится в своем публичном гробу, а в последние недели его еще и заставили в нем переворачиваться. Сначала вроде бы оппозиционные русские националисты и не очень оппозиционные православные создали оргкомитет, который в медиа они политкорректно называют "За вынос Ленина", а между собой откровеннее - "За вынос мумии Ленина". И даже начали бурную деятельность по составлению списков сторонников и противников своей идеи, написали несколько писем, дали пару интервью.
Дальше - больше. Сотрудник Института российской истории РАН, академик РАЕН Владимир Лавров призвал Следственный комитет запретить труды вождя мирового пролетариата как экстремистские. Его поддержал и глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями РПЦ протоиерей Димитрий Смирнов.
Не сомневаюсь, будь Ленин сейчас и в самом деле физически живее всех живых, его бы ждало обвинение по популярной 282-й статье, причем по всем ее пунктам и подпунктам. Друг всех детей обильно разжигал рознь и к социальным (буржуи, интеллигенция и т.д.), и к религиозным группам (попы) и по национальному признаку. С применением насилия, с угрозой его применения, с использованием своего служебного положения и организованной группой.
Соответствующие тексты есть и среди тех, что печатались миллионными тиражами в советское время , и среди тех, которые прятали в архивах (в основном времен гражданской войны, продразверстки и т.д.). В силу специфики нашего издания, нас больше интересует национальный аспект наследия Ильича, которому, кстати, посвящено немало как строк, некогда заученных каждым школьником, так и менее известных.
Идеология большевизма теоретически предполагала право народов на самоопределение, большевики до революции время от времени поддерживали различные националистические движения, логично полагая, что национально-освободительная борьба играет на руку революции, так как борется с российским империализмом. Впрочем, по логике марксизма-ленинизма борьба должна немедленно прекратиться как только буржуазно-националистическая революция перерастет в социалистическую.
На практике же, т.е. после ноября 1917 года, политика большевиков не сильно опиралась на теорию, а скорее на логику полномасштабного захвата и удержания власти. И тут права народов на что бы то ни было не особенно учитывались. От рук большевиков пострадали многие: от кавказских народов - до русского, в особенности, казаки. И эта печальная страница нашей истории также красочно отражается в ленинских текстах.
Но значит ли это, что их надо немедленно запретить? Еще можно понять позицию священнослужителя - в области письменных текстов его в принципе интересует более других одна книга, но для историка такое отношение к источникам по крайней мере странно. Если в русле этой логики рассматривать с позиций современного законодательства историю, можно дойти до абсурда. Например, почему бы тогда всерьез не обвинить в геноциде Ивана Грозного (как того требуют татарские националисты), да и того же Пушкина засудить посмертно по 282-й статье за неоднократные упоминания в произведениях "жидов проклятых".
Мы могли бы надеяться, что все это просто человеческая глупость, если бы, с одной стороны, мы не наблюдали попытки прокуратуры запретить такие тексты, как "Бхагавад-гита", а с другой - если бы вся эта история со вновь потревоженным Лениным не отражала столь ярко сложившуюся в обществе ситуацию.
Количество жарких межнациональных конфликтов сегодня достигло такого уровня, что "кондопоги", теперь еженедельно происходящие почти во всех регионах России, уже не привлекают внимание центральных СМИ. Из "горячих новостей" они перешли в разряд рутины. Внесло раскол в наше общество и обострение взаимного непонимания между православными и атеистами. Сегодня сюда же может примешаться и идеологические разногласия между левыми и националистами, которые вроде худо-бедно нашли общий язык как в лагере оппозиции (вокруг идеи честных выборов), так и в среде сторонников власти (например, вокруг неприкасаемой для как правых, так и левых имперцев фигуры Сталина).
Разделяй и властвуй - хрестоматийный совет. Однако он предполагает конспирологическое обоснование, которое было бы слишком простым и слишком сложным одновременно. Скорее, трещина, которая прошла по обществу в марте 2012 года, когда, выступая с трибуны Лужников, избранный президент поделил россиян на своих и чужих, стала разрастаться в разных направлениях и разных плоскостях, захватывая все новые и новые социальные, религиозные и национальные группы. И снятые с пыльных полок тексты Ленина - это лишь еще одна микротрещинка, раскалывающая Россию на кусочки.
Но вместо того, чтобы, стряхнув пыль с многочисленных ленинских томов, сделать их страшно привлекательными самим фактом запрещения, нашему государству и обществу стоило бы разобраться с реальным наследием "творчеста" Ленина и его преемника с широкой грудью осетина. Национальная политика, диктуемая, как уже сказано, логикой удержания власти, а не достижения межнационального мира и реализации прав народов, приводит, к обратному - войне и нарушению этих прав. Однако до сих пор российские власти руководствуются этой ленинской логикой.
Но ленинское наследие проявляется не только на таком идеологическом уровне. В России не преодолена и заложенная именно им концепция политического неравноправия народов. Наличие географической субъектности у одних народов (в точности в соответствии с принятым у большевиками определения нации как общности, объединенной в том числе и географически) и отсутствие ее у другой (в том числе и у самой крупного народа - русского) приводит к тому самому дисбалансу, который, как медленный яд, постоянно отравляет межнациональные отношения в России. Однако в сегодняшней власти никто не готов открыто хотя бы поднять и обсудить этот вопрос. Возможно потому, что у них нет реальной политической легитимности, позволяющей решать реальные политические вопросы, а не просто заниматься имитациями.