Один из первых указов Путина (подписанный через пару часов после инаугурации) был посвящен национальному вопросу. Этот факт сам по себе всколыхнул в сердцах заинтересованных общественников море надежд — внимание к национальному вопросу, которого они так ждали, сулило и новое поле для деятельности, и новое финансирование. Но если со вторым пока полный штиль (целевых средств на укрепление межнациональных отношений в комплексе, а не в виде косвенно связанных с проблемой отдельных программ, в бюджет 2012 года не заложили даже тот минимум, который предусматривался в 2011 году), то с "полем" все выглядит гораздо привлекательнее.
Новый президентский совет, разные поручения, которые были даны в рамках его работы (и главное из них - создание Стратегии национальной политики), привели в движение широкие слои национальной общественности. Более того, межнациональная активность наверху создала дополнительный информационный фон для различных русских националистических и национально-демократических организаций. В медиа пространства стали вбрасываться различные идеи и помыслы.
К Кремлю неожиданно присоединился и Белый дом, предложивший свое видение реализации национальной политики. В общем, задвигалось все и вся и, казалось бы, это должно было бы привести если ни к чему-нибудь прорывному, то, по крайней мере, креативному. Однако не далее как на этой неделе анонимный, но высокопоставленный источник в правительстве признался, что в стране совершенно никто не знает, что делать с межнациональными отношениями и межэтническими конфликтами. Следующая новость была совершенно в духе времени — если мы не знаем, как решить проблему, проще всего ее не замечать, а для этого надо запретить журналистам про нее говорить. С соответствующей инициативой выступил депутат-единоросс от Чечни Шамсаил Саралиев.
Как же выглядит на сегодняшний день конструкция тех институтов, которые отвечают за межнациональный мир и развитие национальных культур и языков в России?
Существует президентский совет по национальной политике. Совет собирается раз в полгода и, соответственно, никаких оперативных решений принимать не может. Для чего он вообще нужен (кроме обеспечения статусом бывших министров по делам национальностей и приближенных к власти глав федеральных национально-культурных автономий - ФНКА), до сих пор остается неясным, так как первыми решениями совета стали идеи чисто пропагандистские. "Мир, дружба, жвачка" - это, конечно, хорошо. Но если много раз сказать "халва", слаще во рту не станет. Нужно понимание глубинных причин межнациональной напряженности, прежде чем лечить — необходимо поставить диагноз. Совет, в идеале, мог бы взять на себя функцию того самого консилиума опытных врачей, который собирают для определения стратегии лечения сложного больного. Способен ли он на это? Боюсь, что нет.
Ведь если заняться анализом истоков межэтнической напряженности всерьез, то выяснятся страшные вещи. Например, что корни проблем лежат в запредельном уровне коррупции в силовых органах, в исполнительной власти и в судах, в кривом - национально-территориальном - устройстве государства, непрозрачных выборах, а также отсутствии самоуправления и гражданского общества на местах. Еще придется всерьез говорить о нынешнем состоянии русского народа, а это уж слишком опасная для власти тема.
Впрочем, по идее, похожими функциями должен бы был обладать Комитет по делам национальностей Госдумы. По Конституции, именно Думе принадлежит прав принятия существенных решений, она задает вектор развития политики и экономики. Но это по Конституции. А кто у нас во власти живет по Основному закону? Скорее, это похоже на жизнь "по понятиям". И понятия там такие, что центр принятия решений располагается в Кремле, а на обитателей Охотного ряда надеяться особо не приходится. Так что роль думского комитета до сих пор сводилась к выполнению президентских поручений, и никаким самостоятельным игроком на поле национальной политики он за все время существования себя не проявил.
Никуда не делся и Минрегион России, который хоть и сменил главу на более харизматичного Говоруна, но в целом сохранил прежний состав чиновников среднего звена, к которым относятся и те, кто отвечает в стране за межнациональные вопросы. Впрочем, последние известия из министерства дали богатую почву для размышления: заместителей министра массово и на постоянной основе "пошлют в народ" - в те самые регионы, ради которых министерство и существует. При первом вбросе этой информации говорилось о том, что функции у посланцев правительства будут чисто технические: реализация экономических программ, контроль за расходованием средств и т.д.. Но вторая порция сведений о нововведении удивила появлением политической составляющей, которая обосновывалась только одним — межнациональными отношениями. Как будут связаны замминистра с президентским советом при этом никто не объяснил. Из чего некоторые политологи сразу сделали вывод - идея с посланцами Минрегиона в федеральные округа лежит в общей плоскости современного властного расклада. Не очень условные силовики, которые сгруппировались вокруг Путина и вполне условные либералы, которые выбрали центром Медведева, старательно выстраивают у нас в стране две параллельные структуры исполнительной власти. Сначала Путин продублировал в своей администрации все министерские посты, затем Медведев решил продублировать посты полпредов. Все это хорошо, но мало имеет отношения к национальной политике. И боюсь, что последняя станет лишь предлогом для наделения посланников премьера в регионах политическими функциями.
Вместе с информацией о Минрегионе прозвучали и совсем уж пугающие новости о том, что поручить заниматься межэтническими отношениями поручат МВД и ФСБ. Это решение свидетельствует о многом. Прежде всего, о репрессивном векторе внутренней политики, когда решение гуманитарных задач перекладывают на плечи силовых органов. Ну и также об уровне понимания национальной политики властей предержащих.
Просматривается грустная логика поведения: нагнать полицейских, потом заткнуть рот журналистам, а затем напустить ФСБ, чтобы уже ни у кого и соблазна не оставалось говорить о своих национальных проблемах.
Продолжение следует.