Черкесский скелет в кремлевском шкафу эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Черкесский скелет в кремлевском шкафу

Ежедневная хроника с Ближнего Востока не оставляет сомнений, что в Сирии идет полномасштабная гражданская война. Сирийский конфликт усиливает напряженность в международных отношениях России с другими странами-членами Совета Безопасности ООН. У Москвы, которую поддерживает только Пекин, своя особая позиция в отношении сирийского конфликта. И связана она не только с внешнеполитическим курсом России, но и с сугубо внутриполитическими вопросами. А если быть еще конкретнее - с вопросами национальной политики России.

События в Сирии всколыхнули несколько ушедшую на дно общественной жизни тему репатриации черкесского народа. Репатриация - очень странное слово, когда речь идет о людях, которые в большинстве своем в России никогда не были. И даже их родители, дедушки и бабушки - тоже не были. С Россией сирийских черкесов связывают далекие и не самые приятные для их предков события. Но, тем не менее, многие из них (хотя совершенно неизвестно сколько на самом деле) готовы приехать и признать ее своей Родиной.

В Сирии проживают по разным оценкам от 100 до 150 тысяч черкесов. В Россию с началом военных действий на Ближнем Востоке приехало несколько сотен. "Уже" или "еще" — это вопрос оценок. Но очевидно, что в России, как и в Сирии, есть те, кто хочет, чтобы их стало больше.

Возвращение черкесов - это один из столпов, на которых держится черкесский национализм. Как умеренный, который этим возвращением и, например, участием адыгских народов в культурной программе Олимпиады в Сочи, ограничивается, так и более радикальный, который выступает за создание единой черкесской республики в составе России, а то и Великой Черкессии от Каспийского до Черного моря отдельно от  России. Говорят черкесские националисты еще и о необходимости признания геноцида черкесского народа Российской империей, а самые отчаянные — не о культурном компоненте, а о полной отмене Олимпиады в Сочи.

"Возвращение" черкесов из Сирии при этом идет тихой сапой не без участия как кавказских, так и федеральных властей. При этом миграция черкесов идет вне  выработанной в Минрегионе федеральной целевой программы по репатриации, так как ни одна из республик с адыгским населением (Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Адыгея)  специальным статусом "территории вселения" не обладают. Общественная палата уже подготовила свои рекомендации по изменению ситуации. Но движется эта история крайне медленно, а эскалация войны в Сирии – очень быстро. Сегодня и сейчас там гибнут сотни людей, в том числе и наши потенциальные соотечественники.  

Москва ситуацию с переселением черкесов не торпедирует, но и не бросает вовсе. Недаром федеральные власти во всей этой истории представляет т.н. всероссийский "клуб пенсионеров" - Совет Федерации. Ни сам Путин, ни нашевнешнеполитическое ведомство не поднимают проблему сирийских черкесов на международной арене. Хотя, казалось бы, - сам Бог велел! "Черкесский вопрос" мог бы стать козырной картой в руках Кремля в его особой позиции по Сирии (вспомним аналогичные ситуации в Югославии и в Южной Осетии). Но нет. Все молчат.

Несколько тысяч (а вряд ли больше, чем несколько процентов сирийских черкесов сорвутся и поедут в чужую, по сути, страну) погоды в миграционной политике многомиллионной России не сделают. Так почему же черкесы руководству нашей страны нужнее в Сирии, чем в России? Возможно причина в том, что любая реальная уступка самостоятельному движению снизу (из регионов) — пугает федеральные власти гораздо больше, чем Асад пугает повстанцев. Главной страшилкой минувшего политического сезона стал сепаратизм. И осторожное отношение к инициативе по переселению сирийских черкесов лишний раз доказывает, что это был не просто пиар ход, а реальные страхи Кремля. Этничность власти пытаются ограничить исключительно сферой фольклора, а вот открыто признать её фактором политической субъектности в Москве боятся. Хотя де-факто во всех российских республиках Северного Кавказа (и не только там)  это уже произошло. И эта "кровная" близость сейчас посильнее классовой и идеологической.

Путину кровь из носу надо достойно провести Олимпиаду в Сочи. В том самом Сочи, который черкесские народы считают своей исторической столицей. Распространение черкесского влияния на Кавказе и в Причерноморье, которое поддерживается прямым противником Москвы – нынешним руководством Грузии  - может, по мнению Кремля,осложнить проведение Олимпиады. Не случайно грядущее в 2014 году спортивное событие власти стараются даже на уровне риторики не связывать с черкесским вопросом. А зря. Ведь хорошие отношения с умеренными черкесскими националистами, которые только и требуют, что разрешить открыть Олимпиаду черкесам (по примеру индейцев на канадских зимних стартах), могли бы сильно снизить градус накала внутрироссийского черкесского сепаратизма.

Поделитесь статьей