Русский костюм создавался и совершенствовался народом многие века. Традиционный костюм начал формироваться в XII-XIII веках, именно тогда, по мнению ученых, начался складываться русский этнос. Вплоть до начала XVIII века русский костюм, так хорошо соответствующий жизни народа-земледельца, удовлетворял все слои населения. Его носили цари, бояре, ремесленники и крестьяне. Костюм знати от костюма крестьян отличался только богатством убора и качеством ткани.
Реформы Петра I принесли не только изменения во всех сферах общественной жизни, но и новый костюм. Впрочем, одежду на европейский манер обязаны были носить только приближенные царя, чиновники, дворяне и богатые купцы, которые могли себе это позволить. Только к XIX веку европейский костюм прижился и стал основной одеждой горожан всех слоев населения. Крестьяне же оставались верны традиционному русскому костюму вплоть до отмены крепостного права в 1861 году и последовавших за ней крестьянских реформ.
Национальный костюм стоит рассматривать с двух точек зрения: с практической, как защиту от холода и зноя, дождя и ветра, и, как показатель социального статуса человека, его принадлежность к определенной возрастной и территориальной группе. По одежде женщины можно было легко определить откуда она родом, ее возраст, замужем ли она, сколько у нее детей и т.д.
Женский костюм
Основой женского костюма была рубаха. Она шилась из домотканной ткани. Льняная туникообразная рубаха доходила женщинам до середины голени или же кроилась прямо до пят. Также были рубахи с поликами – прямоугольными или клиновидными вставками. Рубахи всегда богато украшались. Рубаха вышивалась красными нитками по горловине, подолу и рукавам – там где нарушалась целостность ткани. Такая вышивка считалась сильным оберегом от болезней, дурного глаза и т.д.
Поверх рубахи женщины одевали сарафан или клетчатую юбку-панёву (на юге Руси). Исходя из этого, в северных регионах был распространен сарафанный комплекс одежды, в южных – панёвный. К понёве также обязательно одевался передник.
Женщины всегда покрывали голову платком. Только девушки могли позволить себе ходить с непокрытой головой, но для замужних женщин это считалось неприличным. Девушки заплетали волосы в косу и могли урасить голову лентой. Сверху, если это требовалось, покрывали голову платком.
Замужние женщины обучно заплетали волосы в две косы и одевали на голову богато украшенный кокошник или особую рогатую кичку, а сверху – платок. Главное, чтобы не было видно не единого волоска, открытым у замужних женщин оставалось только лицо и кисти рук.
Кокошник обычно носили с сарафаном. Кокошники могли быть богато расшиты речным жемчугом, золотыми нитями, цветной фольгой, свисающими нитями бисера. Их часто украшали изображениями солнца, звезд, птиц. Головной убор в народных представлениях неизменно был связан с небом. Такие дорогие головные уборы хранились в семье и передавались по наследству, как самое ценное.
Если рубаха и понёва обычно подпоясывались, то верхняя женская одежда застегивалась сверху донизу, такой одеждой был опашень. Опашень - это разновидность женской летней одежды с частыми пуговицами, украшенный шитьем, длинные узкие рукава опашня были скорее декоративными, руки продевались в специальные разрезы. Зимой все это покрывалось сверху телогреями, душегреями и шубами.
Знатные женщины часто носили шубки. Шубка - это разновидность шубы, по крою очень похожая на летник. Длина до пят, подол расставлялся клиньями. Рукава у шубки были длинными узкими и откидными. Рукава часто выполняли декоративную функцию, руки продевали в особые прорези под рукавами.
Короткую душегрею носили все сословия, но для крестьян душегрея была праздничной одеждой. Душегрея очень схожа с шугаем. Шугай это единственная разновидность приталенной женской одежды в допетровской Руси. Шугай по виду напоминает кофту с отрезной по талии спинкой. Спереди у шугая диагональный разрез. Рукава узкие и длинные. Его носили в накидку и в рукава. Часто одевали только левый рукав, затем закидывали его на правое плечо и придерживали край правой рукой.
Также женщины носили однорядку и шубу в накидку.
Городские жители обычно носили сапоги. Женщины обычно носили сапоги и башмаки. Обувь шилась из бархата, парчи и кожи.
В качестве украшений женщины носили широкие воротники-ожерелья кованые пряжки и застежки, зарукавья – накладные обшлага, своего рода браслеты.
Мужской костюм
Основой мужского костюма, так же как и женского, была рубаха. Рубахи шились из льняных и хлопчатобумахных тканей. Ворот рубахи либо отсутствовал, либо был в виде стойки. В стойку в качестве основы подкладывалась кожа или береста. Высота стойки была от 2,5 до 4 см. Ворот застегивался на пуговицу. Разрез для ворота делался посередине или слева (косоворотка).
Носили рубахи на выпуск, подпоясывались нешироким поясом. Часто на спину и грудь рубахи подшивали подкладку. Она называлась подоплёка. Так как все мужчины тяжело работали и сильно потели верхняя часть спины и груди на рубахе быстро приходила в негодность. В таких случаях хозяйка просто отпарывала изношенную подоплёку и подшивала новую.
С рубахой мужчины носили штаны (порты). Они шились из холста "пестряди" в полоску или клетку. Если ткань была в клетку, то рисунок не совмещали. Также можно было встретить однотонные штаны из толстого льна – "чимбары".
Штаны заправлялись в сапоги или онучи. В верхнюю часть портов продевался поясок – гашник.
Поверх рубахи обычно одевали полукафтан - зипун. Это кафтан без воротника, сшитый из грубого самодельного сукна со швами отделанными яркими контрастными шнурами.
Поверх зипуна богатые люди одевали кафтан. Поверх кафтана бояре надевали ферязь или охабень.
Также носили еще и однорядку. Однорядка - верхняя длиннополая одежда без воротника. Шилась из сукна, зуфа и других шерстяных тканей, без подкладки. Выполняла функции плаща, ее носили осенью в ненастную погоду, в рукава либо в накидку.
Шубы носили все слои населения. Крестьяне носили шубы из зайца и овчины. Знать – из куницы, соболя и чернобурой лисы. Русская шуба была массивной, до самого пола, прямая, мехом во внутрь. Сверху она покрывалась сукном, парчой, бархатом. Она носилась в накидку и в рукава. Имела широкий отложной воротник и спереди завязывалась завязками, иногда использовались пуговицы.
В качестве головного убора использовались тафьи. Тафья - это маленькая круглая шапочка, плотно прикрывающая макушку головы, очень похожая на ермолку и тюбетейку. Тафью обычно носили под шапкой. Крестьяне носили шапки из войлока, сукманины, богатые люди – из тонкого сукна и бархата.
Тэги