В последний день мая российско-германская межправительственная комиссия подписала коммюнике, где в частности говорится о финансировании проектов, связанных с российскими немцами. В 2012 году оно составит приблизительно 557 миллионов рублей. Де факто это означает, что в текущем году российское государство будет поддерживать лишь один из 190 своих народов, ведь в федеральном бюджете страны на остальные проекты государственной национальной политики по-прежнему гордо красуется ноль.
Городок Цербст с 20 тысячным населением в центре Германии стал местом очередной межправительственной встречи не случайно. Здесь в родовом поместье семьи прошло детство Российской императрицы Екатерины II, урожденной Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской. 250 лет назад - 4 декабря 1762 года – именно ею был издан манифест "О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу".
Это один из первых документов миграционного законодательства российского государства. Он открыл дорогу в Россию несчастным мигрантам из не слишком благополучной по тем временам западной Европы. Они ехали в нашу страну без языка, не зная ее нравов и обычаев, плохо ориентируясь в истории. Отличие тогдашнего миграционного потока от нынешнего, хлынувшего в Россию из стран Средней Азии лишь в том, что принимающая сторона четко представляла себе для чего и в каком количестве ей нужны эти новые граждане. Миф о том, что императрица позвала "своих" из большой любви к немецкому этносу рушится под напором исторических фактов.
Во-первых, в манифесте не было речи о каком-то определенном народе: "сим объявляем, что не только иностранных разных наций… благосклонно на поселение в Россию приемлем и наиторжественнейшим образом утверждаем, что всем, приходящим к поселению в Россию, Наша монаршая милость и благоволение оказывана будет, но и самим, до того бежавшим из своего отечества подданным, возвращаться позволяем". Переведенный на русский, французский, немецкий и английский языки манифест российским дипмиссиям велено было распространять через местные газеты – единственные тогда СМИ.
Во-вторых, селиться новым подданным предлагалось не абы где, а в строго отведенных местах на тогдашних проблемных окраинах растущей империи. География расселения европейских мигрантов показывает, что использовались они как лояльная власти буферная прослойка. Так что, действовала императрица по известному принципу: ничего личного, только интересы своего государства.
Теми же мотивами руководствуются ныне в своей политике и власти Германии. И это нормально. Так уж повелось в мире, что за фасадом добрых намерений часто скрывается второй план. Ветераны национального движения российских немцев до сих пор винят германских политиков в том, что выезд немцев из России в 90-е приобрел именно такие гигантские масштабы. Тогда, Германия искренне надеялась в лице этнических немцев из России получить замену дешевой, однако слишком отличной по культуре рабочей силе из Турции. А когда эти надежды не совсем оправдались, вектор изменился. Решили, что дешевле платить за сдерживание переселенческого потока путем финансирования этнокультурных проектов российских немцев на их родине – в России.
Например, в 2011 году ФРГ выделила на это 9 132 571 евро, а РФ – 265 335 220 рублей. Если все это перевести в рубли и разделить на почти 400 тысяч оставшихся в России немцев, то получится, что по российско-германской межправительственной программе на поддержку каждого российского немца пришлось по 1600 рублей. Сумма серьезная, если вспомнить, что в прошлом году федеральный бюджет нашей страны на государственную национальную политику потратил лишь 56 копеек в пересчете на одного россиянина.
В Цербсте запротоколировали и важные изменения минувшего года, за которые российские немцы боролись давно. Суть их в том, что они хотели сами определять, на что именно лучше тратить эти немалые деньги. До недавнего времени все планы саморазвития им спускали из …Германии. Российские немцы роптали, ведь как это часто бывает в мировой практике с помощью из-за рубежа, львиная доля средств оставалась в стране-доноре в виде оплаты большого количества тамошних экспертов и содержания аппарата распределяющего эту самую помощь.
Сейчас германская сторона практически полностью передала ответственность за планирование, финансирование и реализацию проектов организациям российских немцев. В список этих структур попали Федеральная национально-культурная автономия российских немцев, Немецкое молодежное объединение и Международный союз немецкой культуры.
Нет ничего плохого в том, что каждая из сторон пытается извлечь из сотрудничества максимум пользы для себя. Россия в отличие от Германии в последние несколько десятилетий не могла похвастаться последовательностью в политике отстаивания своих интересов. Но ситуация, к счастью, меняется. Чтобы иметь четкое представление о реальном положении дел, достижениях и промахах, наверное, не помешала бы масштабная ревизия эффективности потраченных сторонами средств на поддержку российских немцев за все годы работы межправительственной российско-германской комиссии. Ведь финансировались не только фотовыставки и национальные праздники, но и строительство объектов недвижимости. Так как проекты осуществлялись на территории нашей страны, логично поручить этот нелегкий труд Счетной палате РФ. Да и формальный повод имеется – в этом году завершается федеральная целевая программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы".