Информационная лента последнего месяца пестрит заголовками, в которых часто встречается словосочетание "массовая драка". Причем обычно описание инцидента, как в СМИ, так и в пресс-релизах правоохранительных органов, сопровождается уточнением национальности или места происхождения дерущихся. Нередко в ход идут ножи, а то и травматическое оружие, как правило, драки заканчиваются гибелью участников (чаще одного), несколькими пострадавшими и десятками задержанных.
Всплеск коллективных кровопролитий на улицах российских городов и сел порой объясняют наступившей теплой погодой - выгнавшей молодых людей на улицы и обрядившей девушек в короткие юбки. Но не только. Даже в случае бытового повода конфликту нередко приписывают национальную подоплеку. Хотя она, как показывает анализ реальных драк, редко бывает истинной причиной инцидента.
Гастарбайтеры: стройка на стройку
Две массовые драки произошли в мае между мигрантами из Центральной Азии: в Новосибирске и в Москве. Еще один конфликт - между приезжими из Таджикистана и Армении - вылился на улицы Челябинска. Во всех случаях в сообщениях правоохранительных органов указывалось этническое происхождение участников потасовок, но при этом акцент на межнациональную рознь не делался. Что в принципе было верно.
Как рассказала "НацАкценту" директор Центра изучения миграционной политики Виктория Леденева, чаще всего драки между представителями разных диаспор возникают на почве конкуренции за территорию и рабочие места. С ней согласна и доктор наук Елена Назарова. Все хозяйственные сферы давно поделены. Так, в Москве, сфера строительства "принадлежит" узбекам, а ЖКХ - таджикам.
При этом бизнес неоднократно заявлял, что ему не хватает гастарбайтеров. Казалось бы, какая тут может быть конкуренция, всякое лыко в строку. Но подвох заключается в том, что как нехватка рабочих кадров, так и конкуренция между этими самыми кадрами - созданы искусственно. Предпринимателям не хватает легальной трудовой силы, а ожесточенная борьба за рабочие места идет между нелегалами.
О коррупционной составляющей квотирования количества мигрантов говорилось немало. Но как показывает практика последних дней, теневой рынок трудовой силы приводит еще и к нерегулируемой цивилизованными методами конкуренции, которая выливается в кровавые массовые драки во дворах российских городов.
Сочи: где деньги - там и драки
Несколько иная ситуация складывается в столице Олимпиады-2014 городе Сочи, где в мае случилось несколько межнациональных массовых драк. Здесь борьба разворачивается не между мигрантами извне, а между местными жителями и мигрантами внутренними. При этом местное население представлено вовсе не русскими, а армянами, которые поселились в Сочи уже довольно давно.
А вот на заработки в Сочи больше всего приезжают жители соседних северокавказских республик. Как показывает статистика, население именно этого региона является наиболее мобильным среди всех россиян. А уж Сочи стало для северокавказцев вдвойне привлекательным - и рядом, и денег в нем крутится немало.
Как объяснил корреспонденту "НацАкцента" краснодарский гражданский активист Сурен Газарян, которого за комментарии по поводу драк в Сочи даже пытались вызвать на допрос в центр "Э", корни конфликтов носят не межнациональный, а социальный характер. Местные жители устали от бесконечной стройки под их окнами, от тысяч приезжих рабочих, живущих во времянках, от того, что они потеряли привычный заработок и им приходится конкурировать за рабочие места с неместными согражданами.
Приезжие, конечно, тоже испытывают бытовые неудобства, живут в стесненных условиях. В результате общая психологическая обстановка в городе становится напряженной. "В городе жить стало неуютно", - резюмировал Газарян.
Ситуацию усугубляет чудовищная коррупция и несправедливость правоохранительной системы. К тому же стоит учесть давнюю вражду между представителями Северного Кавказа и Закавказья. Играет роль и разница в религии, которая при прочих условиях не сыграла бы существенную роль, отметила профессор Назарова. Однако напряженная социальная обстановка приводит именно к массовым межнациональным конфликтам.
Интересно, что в массовых конфликтах в Сочи не принимают участие русские. Газарян объясняет это тем, что русское население более разобщено, в то время как армяне, составляющие в Сочи все-таки меньшинство, живут компактно, социальные связи и коммуникация у них гораздо прочнее. Поэтому они способны выйти сплоченным коллективом против не менее, а то и более сплоченного, ведь мигранты из одного региона всегда предпочитают держаться друг друга. Русские же ходят в одиночку и совместно свои интересы отстаивать пока не хотят.
Северный Кавказ: привет от товарища Сталина
Любопытный факт - когда жители Северного Кавказа сталкиваются с общим соперником, они часто забывают о своих внутренних разногласиях. Однако на своей территории дифференциация не что между жителями разных республик, но и даже между представителями разных народов внутри одной республики усиливается. В Сочи против армян единым фронтом выступили дагестанцы и чеченцы. В Дагестане примерно в то же время произошла драка между лакцами и чеченцами-аккинцами.
Как рассказал "НацАкценту" эксперт по Кавказу Рамазан Альпаутов, подобные драки происходят еще с 1958 года, когда в Новолакский (бывший Ауховский) район Дагестана вернулись депортированные оттуда в 1944 году вместе со всем чеченским народом аккинцы. К этому моменту на их исторических территориях уже проживали кумыки и лакцы, которых также насильно переселили туда в 40-е из насиженных веками мест. Кумыки тогда вернулись к себе, где тоже столкнулись с теми же территориальными проблемами, а лакцы остались.
С тех пор и тянется цепочка взаимных обид и непониманий: никто не виноват, все жертвы коварной сталинской политики, но получается так, что все претендуют на земли друг друга.
Власти же не готовы нормально решить земельный вопрос (в регионе до сих пор не прошла приватизация): мешают и неумение вести переговоры, находить компромиссы, и всепоглощающая коррупция. Земельный вопрос волей неволей перерастает в межнациональную напряженность в этом и без того непростом регионе.
Русские: драки, но не массовые
Нельзя утверждать, что в массовых межнациональных столкновениях совершенно не обходится без русских. Главными противниками русских в таких конфликтах в последнее время чаще оказываются выходцы с Кавказа. Массовость подобных драк не столь впечатляюща, но зато в дело гораздо чаще идут ножи и травматическое оружие.
Как уже было сказано выше, от массовых драк русских людей уберегает их разобщенность. Там, где представители других национальных общин выступают единым фронтом, русские обычно разбираются в одиночку. Однако бывают и исключения. Тогда русские парни оказываются вовлеченными в массовые конфликты.
Очевидно, что лучше социальные связи налажены в более мелких поселениях, в деревнях и селах, чем в городах и мегаполисах. И именно там массовая поножовщина между русскими и приезжими встречается чаще. Другим "социальным клеем" является футбол. Молодые болельщики одного клуба, как правило, сбиваются в группы разной степени радикальности, и в них национальный признак играет не последнюю роль.
Но тем не менее массовые конфликты с участием русских ребят (как и другие драки упомянутые в этой статье( правильнее было бы объяснить общей депрессивностью нашей общественно-политической жизни, чем изначальной ксенофобией и ненавистью в молодежной среде. Но это тема отдельного и довольно непростого разговора.
Тэги