В последнее время Эвенкийский район Красноярского края, в котором проживают всего 16 тысяч жителей, начал привлекать в себе внимание федеральных СМИ. Заслуга в этом гражданских активистов, которые 30 мая вышли на пикет к зданию Красноярского суда. Посмотреть на пикетирующих приехал даже губернатор Красноярского края, правда, вступать в диалог с ними не стал.
В этот день в суде рассматривалось дело вице-президента Региональной ассоциации общественных объединений КМНС Красноярского края, кандидата в краевой парламент от "Справедливой России" эвенка Артура Гаюльского. На выборах 4 декабря в Краевое законодательное собрание он набрал одинаковое количество голосов с членом партии "Единая Россия" и по совместительству представителем "Русала" Иваном Ребриком.
В ходе подсчета голосов члены комиссии обнаружили, что один из бюллетеней за Гаюльского надорван с краю, поэтому они приняли решение, что с разницей в один голос в парламент проходит представитель "Русала". Конфликт усугубляется тем, что наблюдатели зафиксировали грубые нарушения в ходе проведения выборов. В частности, в одном из избирательных округов в список были включены не все избиратели, также были обнаружены исправления в итоговых протоколах избирательной комиссии, не обошлось и без каруселей. Однако местный суд отклонил рассмотрение дела, и оно было передано в краевой, рядом с которым и проводился пикет 30 мая.
По мнению Гаюльского, Ребрик - это человек, который до выборов ни разу не бывал в регионе, абсолютно не знает проблем местного населения. "Скорее всего, Олегу Дерипаске нужен был свой подконтрольный депутат, и в "Русале" решили, что людей в далекой Эвенкии проще обмануть", - цитирует слова справедливоросса Press-Line.ru.
Руководитель аппарата Ассоциации коренных и малочисленных народов Эвенкии Никита Каплин также считает, что Ребрик не обращает внимание на проблемы района. "Яркий пример - это Ванавара, где месяц текла из кранов вода с запахом бензина. Иван Ребрик не то, что не приехал в поселок, но даже не написал ни одного депутатского запроса по этому поводу", - рассказал Каплин тому же изданию.
Интересно, что инцидент в Ванаваре получил политическое продолжение. Неизвестные расклеили по селу распечатанные на принтере листовки с призывом к отсоединению района от Красноярского края. Для этого авторы листовки предлагают провести референдум.
"Все, что осталось от Эвенкии, – помойки, магазины, забитые консервами и водкой, трубы теплосетей вдоль дорог и котельные, которые топят нефтью!", - говорится в тексте листовки. Представители КМНС, комментируя данную ситуацию, объясняют, что 7 лет назад, когда Эвенкия перестала существовать как самостоятельный субъект федарции и стала муниципальным районом Красонояского края, жителям было обещано, что район будет наделен особым статусом, а местное население сохранит рабочие места, а уровень доходов и уровень жизни не изменятся.
Однако потеряв внутренние административно-территориальные районы, своё законодательство, кадры, самостоятельность, район особого статуса так и не получил. Между тем уровень цен и труднодоступность выделяют его на фоне районов, расположенных ближе к региональному центру. Литр молока в Эвенкии стоит не меньше 100 рублей, а вывести больного из дальнего поселка в районный центр может обойтись в пару сотен тысяч.
Но при желании и такие деньги найти можно - на территории округа действует более 20 компаний-разработчиков, в том числе и "Газпром", "Роснефть", "Востоксибнефтегаз" и другие. Однако, как считает уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Красноярского края Семен Пальчин, компании не соблюдают экономические права коренных народов и нарушают приказ Минрегиона № 565 "Об утверждении методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". В результате между разработчиками и местным населением возникает конфликт. Как правило, отсутствуют у компаний и соглашения о сотрудничестве с коренными малочисленными народами, предусмотренные российским законодательством.
Между тем, по мнению Никиты Каплина, говорить о невыполнении недропользователями экономических обязательств, формально оснований нет. По его словам, предъявить требования к компаниям могут только власти, а в Эвенкии власти в этом совершенно не заинтересованы.
А заинтересованы местные чиновники, судя по уголовной статистике, совершенно в другом. На первом месте - получение личного дохода, а вовсе не забота о нуждах населения. Недаром только за последние три года к уголовной ответственности за хищение бюджетных средств были привлечены пятеро из 24 глав муниципальных образований. Также за неэффективное использование бюджетных средств, привлекались и сотрудники администрации района.
Уставшие от коррупции и попустительства бюрократии местные жители пишут открытые письма во все инстанции, последней из которых, как правило, оказывается Владимир Путин. В них они объясняют, что против сепаратизма в любых его проявлениях, но и "терпеть такое отношение со стороны краевых и районных властей" больше не могут.
В обращении жители также заявляют, что готовы работать, развивать своё традиционное хозяйствование, способны прокормить и себя, и своих соседей. Они могут производить экологически чистую и нужную продукцию, которая востребована и находит своих потребителей в крае: "Но, только для этого нужно, чтобы нас воспринимали не как "отсталых аборигенов", а как полноценных производителей".
Впрочем, проблемы эвенков нельзя считать уникальными. "Отсталыми аборигенами" в нашей стране власти воспринимают все ее население, вне зависимости от национальности. Просто на примере маленькой (с точки зрения количества населения, а не территории или природного богатства) Эвенкии все это видно гораздо ярче: наплевательское отношение и бизнеса, и чиновников к людям, за счет которых они существуют, есть прямое следствие надорванного неизвестно кем бюллетеня, отдавшего место во власти не представителю народа, а тому, "кому нужно".
Тэги