Политическая история современной России самым причудливым образом вдруг переплелась казахской. Беспрецедентный лагерь оппозиции напротив казахского посольства около памятника знаменитого в Казахстане, но мало кому из москвичей до сих пор известного поэта-просветителя Абая Кунанбаева кроме политических имел и последствия в межнациональных отношениях, всколыхнув искренний, а не навязанный сверху интерес к культуре казахского народа. При этом интерес был взаимным: русские блогеры, перебивая друг друга цитировали стихи и наставления Абая, жители лагеря "ОккупайАбай" провели вечер его творчества, а казахи носили "оккупантам" плов и национальные казахские пирожки и даже выражали готовность прочитать лекцию о творчестве Абая Кунанбаева, не успев это сделать из-за внезапного разгона лагеря ОМОНом.
Такой опыт дружбы снизу - самый важный в отношениях между людьми разных национальностей. Переоценить его невозможно. Тем более, что мало кто задумывается, что казахи - это один из коренных народов России, одиннадцатый по численности! И при этом их численность в России практически не менялась, начиная с переписи 1989 года (более 600 тысяч человек). Это значит, что российские казахи не уезжали в получивший независимость Казахстан, хотя там были организованы специальные программы переселения. Казахстан - довольно богатое государство, и миграция оттуда тоже не носит значительные масштабы. Никаких заметных конфликтов между русскими и казахами в России также не наблюдалось. И даже на официальном уровне между РФ и Казахстаном царит мир и покой. Более того, власти России воспринимают Казахстан как одного из стратегических партнеров по Евразийскому союзу.
Между тем, в самом Казахстане положение русских вызывало вопросы на протяжении почти всех лет независимости этого государства. Русское население, которое на момент распада СССР составляло примерно 37 процентов население Казахстана, к середине 90-х начало испытывать на себе дискриминационную политику. Вслух на протяжении последних 20 лет чаще других обсуждались вопросы ограничения употребления языка и вопрос двойного гражданства. Однако истинными причинами недовольства русских стала так называемая "казахизации", которая проявлялась в выдавливании русских из органов власти, со всех руководящих позиций. Однако активно выступать против принижении роли русских в жизни Казахстана смогли только исторически более организованные группы семиреченских казаков. Их активные действия вызвали не менее активное и зачастую неправовое противодействие со стороны авторитарного государства. На протяжении и второй половины 90-х и 2000-х в Казахстане продолжалось преследование казаков. Их лидеры подверглись репрессиям со стороны правоохранительных и судебных органов. Однако если в 90-е российские власти, хотя бы в лице своей законодательной ветви, пыталась повлиять на ситуацию, то в 2000-е, когда Кремль стал больше смотреть в сторону Востока, чем в сторону Запада, когда Казахстан одним из последних геополитических союзников России, на проблемы казачества и вообще русских в Казахстане российские власти закрыли глаза, сосредоточившись на критике западных прибалтийских государств
Проповедование дружбы между русским и казахским народами было одной из главных тем творчества Кунанбаева, как и тема личностного роста и свободы. Все это было открыто продемонстрировано внутри маленького мира, просуществовавшего на Чистых прудах меньше недели: здесь не только не мусорили и раздельно собирали мусор - тут практически не конфликтовали: и представители разных идеологических течений, и представители разных национальностей. Некогда митинговавшие против каждого памятника нерусскому общественному деятелю националисты легко вписались в бренд, связанный с именем казахского поэта и, уверена, что с радостью, ели казахский плов.
Опыт Чистых прудов доказывает, что люди разных национальностей и в России, и в Казахстане, и в любой другой стране вполне могут найти общий язык, если им не будут мешать корыстные интересы чиновников, тщеславие политиков, озабоченных решением "важных геополитических задач", произвол полиции, прокуратуры, суда. Вопрос межнациональных отношений в авторитарных государствах решить гораздо сложнее, чем в государствах правовых, потому что, во-первых, некому ограничить произвол авторитарного правителя против той или иной этнической группы, а во-вторых, даже если у власти нет намерений осуществить этническую дискриминацию, все равно все действия авторитарной власти, коррумпированной бюрократии, беззаконие со стороны правоохранительных и судебных органов, могут восприниматься именно как дискриминация по национальному признаку и тем самым провоцировать межнациональную вражду. Недаром именно усложнение межнациональных отношений волнует российские власти даже больше, чем Болотная площадь: ведь именно им был посвящен первый указ Владимира Путина после инаугурации. Однако, как показал лагерь "Оккупай Абай", укрепление межнациональных отношений снизу, силами гражданского общества может проходить гораздо эффективнее и важнее, чем сверху, через министерства, советы и указы.
Тэги