IX Медиафорум этнических и региональных СМИ. Креатив с горячим сердцем

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
IX Медиафорум этнических и региональных СМИ. Креатив с горячим сердцем фото НацАкцент

В девятый раз Гильдия межэтнической журналистики провела Медиафорум этнических и региональных СМИ при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

Тема IX Медиафорума – «Защита Отечества и историческая правда в медиа». Во второй раз участников форума принял Музей Победы. Выбор площадки форума на Поклонной горе особенно символичен в Год защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Персоны и цифры
Открывая форум, Маргарита Лянге, президент Гильдии межэтнической журналистики, подчеркнула его значимость как площадки, способствующей развитию профессиональных связей и укреплению межкультурного диалога.

«Мы находимся в сакральном месте, — подчеркнул заместитель начальника Управления Администрации Президента РФ по общественным проектам Александр Журавский. — Музей Победы – место, которое зримо подтверждает, что наш народ – нация победителей». 


Открытие форума прошло 25 ноября 2025 г. в торжественном Зале Полководцев. В рамках пленарного заседания выступили представители федеральных и региональных органов власти, крупных медийных и общественных организаций, бизнес-структур: Виталий Сучков, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы; Константин Абрамов, генеральный директор Фонда ВЦИОМ; Ольга Демина, министр культуры Владимирской области; Михаил Чкаников, главный редактор газеты «Аргументы и факты»; Ирина Карих, заместитель генерального директора Российского общества «Знание»; Светлана Kлючанская, руководитель департамента мониторинга проектов ПФКИ; Мария Скокова, представитель компании «Сахалинская Энергия».

Форум уже несколько лет проходит в смешанном формате – онлайн и офлайн. 9 спикеров на пленарном заседании, более 30 докладов экспертов на трех секциях, 120 делегатов из 48 регионов, присутствующих на площадках очно и вдвое больше зарегистрировавшихся онлайн – таков IX Медиафорум в цифрах.


Виталий Сучков рассказал о ключевых инициативах Департамента, направленных на сохранение исторической памяти и поддержку межкультурного взаимодействия.

Отдельное внимание он уделил «Московской этнографической олимпиаде», которая реализуется с 2017 года в рамках проекта «Москва – столица многонациональной России». Олимпиада начиналась как конкурс для школьников, но со временем к ней присоединились детские центры «Артек», «Орленок» и «Океан», студенты 17 вузов Москвы и девяти регионов России, представители проекта «Московское долголетие». В Москве все желающие, от школьников до пожилых людей, смогли принять участие в этом просветительском мероприятии и проверить знания истории и традиций многонациональной России — в столице для этого было организовано более 1400 площадок. Руководитель Департамента призвал представителей СМИ к активному участию в этой инициативе.

Генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов представил данные свежих социологических исследований, свидетельствующие о росте патриотических настроений и расширении понимания значимости защиты Родины, в которое опрошенные вкладывают в том числе социально-культурный аспект.

Главный редактор еженедельника «Аргументы и факты» Михаил Чкаников рассказал о значимых проектах газеты и интернет-ресурса aif.ru. Совместно с издательством АСТ была издана книга «Русские конструкторы», которая стала бестселлером. Это издание знакомит читателей с людьми, чьи имена не всегда известны широкой общественности, но их разработки на долгие годы обеспечили безопасность России. Кроме того, в спецпроекте «Мы победили» регулярно публиковались репортажи Георгия Зотова, который побывал в бывших нацистских концлагерях в Восточной Европе.

«То, что вы, коллеги, транслируете, – влияет на восприятие граждан, в том числе молодых людей. В рамках сотрудничества Российское общество «Знание» готово всем, в том числе и блогерам, оказывать поддержку по верификации того контента, который распространяется. Мы находимся здесь, чтобы найти партнеров для продолжения нашей большой просветительской миссии», –

подчеркнула Ирина Карих.

Светлана Kлючанская поделилась информацией о том, по каким критериям оценивается качество поддержанным Президентским фондом культурных инициатив проектов. В ходе заседания были также представлены региональные и корпоративные инициативы в сфере сохранения исторической памяти.

Ольга Демина рассказала об областном проекте «Живая нить традиций», посвященном нематериальному культурному наследию Владимирской области – это обычаи и обряды, устное народное творчество и исполнительское искусство, ремесленные технологии.

Мария Скокова представила проект «80 книг Победы» компании «Сахалинская Энергия» (библиотечки на производственных предприятиях).

Живая память

На форуме работали три тематические площадки. Одна из них – «Нация победителей: подвиг народов России в Великой Отечественной войне».

Секцию модерировали главред газеты «Аргументы и факты» (Москва) Михаил Чкаников и зам. главного редактора газеты «Алтайская правда» (Барнаул) Олег Купчинский.


Александра Фишева, журналист телекомпании «Ариг Ус» из Улан-Удэ, рассказала о цикле программ «Живые свидетели войны».

«С холодным сердцем такие проекты делать невозможно. На время сьемок я словно стала внучкой для ветеранов, родным и близким человеком. И важна была каждая деталь – взгляд мамы, провожавшей на войну сына, старые фото, даже мармеладные конфеты, редкое лакомство в военные годы», –

поделилась Александра.

«Яркие журналистские проекты показывают вовлеченность в историю и память о Победе. Война – это не про них, это про нас, уверены мои коллеги», – рассказал Олег Купчинский.

По его словам, все участники секции отмечали, что качественный, яркий, эмоциональный контент находит отклик у аудитории, вызывает обратную связь, читатели делятся с журналистами новыми фактами и историями.

Говорилось также, насколько важно, чтобы эти материалы не уходили, как вода в песок, а жили в других форматах и на других площадках. Не случайно во многих проектах контент переупаковывается и распространяется по соцсетям в виде роликов, подкастов, лонгридов.


Открываем языковые курсы?

На дискуссионной площадке «Популяризация истории народов России в новых медиа: формы и форматы» речь шла в первую очередь о социальных сетях – пространстве, где мы сейчас проводим значительную часть жизни. Модераторами выступили Юлия Малышевская, кандидат социологических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН (Москва), и Полина Романова, главный редактор журнала «Регион» (Сыктывкар).

Юлия Малышевская выступила с докладом «Историческая правда и этнокультурное многообразие: опыт ИЭА РАН в создании медиаконтента», поделившись результатами медийной активности и просветительскими рубриками.

Среди них проект лаборатории антропологической реконструкции по восстановлению облика павших советских воинов Великой Отечественной войны. Их останки до сих пор находят поисковики. Благодаря проекту удалось не только воссоздать облик погибших, но и найти их потомков.

«Ученые в полях» – рубрика с влогами, репортажными видео и текстами о работе сотрудников.

Тема Полины Романовой звучала как «Норм или стрём, рилсы и шорты на службе традиционной культуры». Полина рассказала об интересных этнокультурных инициативах, которые продвигают люди разного возраста. Например, сообщество «Напевы» объединяет трех молодых людей, которые возрождают традиционное звучание народных песен, танцы, старинные игры и даже кулинарию. Начавшись в мастерской, развившись ВКонтакте, проект вышел «на улицу» и стал очень популярным в Республике Коми.

На секции выступили Николай Стариков (Москва), писатель, политик, популяризатор отечественной истории; Фатима Качуева, зам. главного редактора по культуре журнала «Союз национальностей» (Москва), журналисты, представители власти, блогеры из Архангельска, Красноярска, Саранска, Пензы, Перми и Пскова.

Алина Климова (автор блога «Селяночка Алина») выступила настолько живо, что многим присутствующим захотелось выучить непростой язык коми.


Манящие миры этники

Самой многочисленной и насыщенной выступлениями и идеями оказалась секция «Медиа и инструменты креативных индустрий в укреплении межнационального единства»: 13 спикеров и большая география представленных проектов — Чукотка, Самара, Челябинск, ЯНАО, Алтайский край, Москва, Бурятия.

«Получилась настоящая площадка по обмену опытом: какие проекты, транслирующие культурный код страны в целом и народов в частности, создаются, какие механики продвижения работают? Отметили, что хорошо работают прямые трансляции с этно-событий, спецпроекты с участием нескольких поколений, виральность создает красивая картинка и инициативы, наполненные глубоким смыслом, инфраструктурные проекты быстро способны выйти за пределы региона и расширить свою аудиторию», – поделилась впечатлениями модератор сессии Ольга Кудишина, руководитель Департамента коммуникаций Президентского фонда культурных инициатив.

Сомодератор площадки директор АНО «Байкал» (Иркутск) Татьяна Швыдченко представила проект, рассчитанный на пожилых жителей Иркутской области.

Специально дня них начали снимать реалити «Заходите по-соседски», где представители разных национальностей ходят в гости друг к другу семьями.

О выставке новогодних елок в украшениях народных художественных промыслов на ВДНХ рассказала председатель правления группы компаний Fashion Hub Russia Валентина Ростовщикова.

Про Этнопарк дружбы народов в Самаре – его директор Светлана Кондратьева.

На секции много говорили о современной этнике в музыкальной индустрии.

Маргарита Лянге рассказала, как креативный проект, придуманный журналистами (фестиваль «Звук Евразии»), меняет музыкальные вкусы россиян.

Владимир Кальян, основатель MUSECUBE, ведущий радио «Кальян FM», выступил с докладом «Влияние этнической музыки на современную культуру и ее важность сегодня».

Темой выступления Елены Тюриной, руководителя фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия», стал авторитет национальной культуры как инструмент укрепления национального единства.


Идеи, планы, коллаборации и решения форума

На секциях подчас звучали неожиданные предложения, далеко выходящие за рамки журналистики – например, в сотрудничестве с медицинскими учреждениями собрать генетический материал у нескольких групп добровольцев в разных регионах, а затем познакомить носителей одного ДНК-кода.

Много предложений поступило от молодых участников. В частности, студенты Школы межэтнической журналистики хотели бы придумывать контент не ДЛЯ обучения родным языкам, а НА этих языках, чтобы показать, насколько они интересно.

А еще – создавать медиа-комьюнити с участием журналистов и блогеров в регионах, где живут представители коренных малых народов Севера. Пишущие на национальных языках журналисты в основном относятся к старшему поколению, в СМИ очень не хватает молодежи, создание таких сообществ помогло бы привлечь ее.

Прямо во время сессий наметилось несколько коллабораций: проекты заинтересовались друг другом и решили сотрудничать.

Еще один итог – решение создать спецкурс для журналистов и блогеров музыкальных и других сфер культуры как критиков, которые бы профессионально анализировали сферу этнокреативных индустрий. Идея принята в разработку.

На заключительном заседании Медиафорума президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге поделилась своими соображениями по главной теме форума:

«Мы ежедневно видим огромное количество контента, в котором искажаются или интерпретируются исключительно в негативном ключе исторические факты. Конечно, могут быть разные точки зрения на события, разные мнения. Если мы хотим продвигать свое, нужно активнее работать над этим. Создавать ролики, анимационные материалы, фильмы. Для рассказа о патриотизме и исторической памяти надо искать новые форматы подачи и делать это в ежедневном режиме, а не только к 9 мая».



IX Медиафорум завершился, но его участники не спешили расставаться. Ведь нужно было обменяться контактами, договорить то, что не успели на сессиях. И побродить по музею. Специально для делегатов форума была устроена экскурсия, им показали экспозицию «Подвиг народа», особую силу которой придают воссозданные с исторической точностью фрагменты военного быта, уникальные документы и личные вещи героев тыла – рабочих, крестьян, ученых, медиков.

Музей Победы – один из крупнейших военно-исторических музеев мира, сразу все артефакты посмотреть невозможно, так что, как говорят участники форума, обязательно нужно вернуться. До встречи!

Надежда Жуковская, фото Алексея Молчановского и Владимира Соколова для Нацакцента


Фоторепортаж с IX Медиафорума этнических и региональных СМИ смотрите по ссылке.

На форуме работала выставка этнических изданий разных лет. Трансляция с площадок велась на канале «Национальный Акцент» ВКонтакте. Посмотреть запись трансляции и узнать подробности о программе и участниках можно на официальной странице форума.

Стенографический отчет по итогам мероприятия уже готовится к печати. Он будет выпущен отдельным сборником, а также разослан онлайн-участникам форума в электронном виде.

Организаторы IX Медиафорума – Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и Гильдия межэтнической журналистики.

Благодарим за поддержку Музей Победы, Общественную палату Российской Федерации, Московский Дом национальностей, информационных партнеров форума – газету «Аргументы и факты», радио «Комсомольская правда», телеканал «Моя Планета».

Тэги
Поделитесь статьей