Лингвисты изучили якутский героический эпос олонхо и выявили, что в нем для описания окружающего мира используется ряд монгольских терминов и понятий. Результаты исследования опубликованы в журнале «Эпосоведение».
Олонхо анализировали ученые Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Они нашли 15 монгольских заимствований, связанных с наименованиями объектов неживой природы.
Так, например, слово «дойду» в якутском языке используется в контексте понятий «широкая земля, страна, мир», а также «родина». Исходно в монгольских языках «дойду» имеет схожие значения — «земля, местность, место, пространство».
Термином «буом» якуты описывают целый ряд разных объектов — препятствие, преграду, трудный переход, ущелье, заставу, пограничный пункт, крепость. Интересно, что у монголов это понятие было более конкретным и использовалось для обозначения только укрепленного ущелья и преграды.
Семь других слов обозначают атмосферные явления: «дьыбар» используется для описания утреннего или вечернего мороза, а «салгын» — воздуха и ветра.
Авторы подчеркивают, что в текстах эпоса олонхо монгольские заимствования помогали авторам создавать важные эпические образы. Например, слово «дойду» заняло в якутском эпосе центральное место при описании системы из трех миров — Верхнего (Үөһэ Дойду), Срединного (Орто Дойду) и Нижнего (Аллара Дойду). Подобные заимствования до сих пор используются якутами и монгольскими народами, поэтому знание их истории помогает понять, как эволюционировали современные языки, сообщает Naked Science.
По мнению ученых, это говорит о том, что традиции тюрко-монгольских племен заметно повлияли на культуру и язык якутского народа.
«Монгольские заимствования мы нашли в текстах олонхо на всех диалектах якутского языка, и это говорит об их древнем проникновении. Вероятно, такие понятия стали использоваться еще до расселения предков якутов по всей территории современного проживания. В дальнейшем мы планируем установить периоды этих заимствований и определить локализацию прародины якутов»,
— рассказала доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики» Нинель Малышева.
Олонхо — это древнейшее эпическое искусство, отражающее мировоззрение якутов и повествующее о подвигах богатырей, противостоянии сил добра и зла, а также о происхождении и судьбе народа. Центральное место в нем занимает образ Айыы аймага — сакральных предков людей, связанных с так называемым Верхним миром. Изучение языка, которым написаны эти сказания, позволяет лингвистам понять, как формировалась языковая картина мира якутов и культура этого народа в целом.
«Новости с акцентом» теперь и в Телеграм!