Кто такие казаки? Охранники правопорядка на лошадях, лихие войны на страже нашей Родины или романтические герои из снов юных дев? Новый музей российского казачества, открывшийся этим летом в самом центре Москвы, рассказывает правдивую историю возникновения первых военных формирований, их подвигов и быта. Любо ли казакам было жить в прошлом, выяснял «Национальный акцент».
Казачьему роду нет переводу!
Центральный музей российского казачества занимает старинный особняк в Большом Левшинском переулке, где до революции 1917 года располагалось Дворцовое ведомство. Это одно из немногих зданий в Москве, сохранивших декоративное оформление, характерное для классицизма начала XIX века: на боковых фасадах реставраторы оставили лепные панно с пиками, античным шлемом и амурами. К теме новой внутренней экспозиции такой стиль подошел как нельзя кстати.
При входе в здание в нос бьет запах свежего ремонта. Чувствуется диссонанс: все новенькое и современное, кроме самих экспонатов с многовековой историей. Кстати, их больше восьмисот и все они из собрания Государственного исторического музея – оружие, обмундирование, награды, бытовая утварь, карты, документы, картины, снаряжение и многое-многое другое.
Экспозиция состоит из шестнадцати залов, все помещения очень маленькие, хотя чего ожидать от старинного особняка, но места для погружения в историю вполне хватает.
Казаков много не бывает, но мало не покажется
Впервые в России слово «казак» встречается в Никоновской летописи. В повести о ордынском царевиче Мустафе упоминается битва на реке Листань. Сражение произошло зимой 1443-1444 годов между войсками великого князя московского Василия II и татарами во главе с Мустафой, сыном хана большой Орды Улу-Мухамеда. В этой битве русское войско наголову разгромило противника, ведь на стороне князя воевали мордва и «казаки рязанские» (вот как раз и первое упоминание). Они явились на поле боя на лыжах, вооружённые сулицами (короткими копьями), рогатиными и саблями.
А сегодня уже не найдется человек, который не слышал бы о казаках. В музее можно узнать о самых известных из них – Ермаке, Степане Разине, Матвее Платове и других.
В первом зале выставлен корабельный табурет на шести ножках, на котором по легенде восседал сам Стенька Разин. А над ним – картина, где изображена сцена выбрасывания персидской княжны за борт (1678 г.). Здесь и посох-«насека» атамана Войска Донского Василия Фролова (1718 г.) и копия знамени войск Емельяна Пугачёва (1770-е гг.).
Следующие залы рассказывают о становлении первых казачьих войск. Подробно описано появление Запорожского, которое создал польский король и литовский князь Стафан Баторий. Большой интерес представляет «генеалогическое древо» этого сословия-субэтноса. Схема наглядно показывает, откуда ведут свою родословную те или иные казачьи войска, чем они запомнились и что с ними стало. Без экскурсовода тут обойтись сложно, но, как выяснилось, можно.
Тем, кто изначально «не в теме», не так просто оценить и прочувствовать историческую ценность экспонатов. И здесь на помощь приходят интерактивные панели, которые разместили чуть ли не в каждом зале. С их помощью можно прочитать описание экспонатов, увеличить их на экране, рассмотреть со всех сторон, а также получить историческую справку о событиях той или иной поры.
Особенно виртуальные помощники помогают в залах, где представлены мелкие экспонаты – деньги, награды, отличительные знаки казаков.
Кубанку носи не для тепла, а чести ради
Отдельная экспозиция посвящена оригинальным поощрениям. Оказывается, для русского казачьего атамана, есаула и старшины в XVII веке не было более желанной награды, чем серебряные и позолоченные ковши. На них вырезались титулы, имя награждённого и его личные заслуги. Чаши изготавливались московскими мастерами и по клеймам можно было определить фамилии умельцев.
Ковши были настолько ценным и значимым подарком, что после страшного пожара в 1744 году в Черкесске старшины массово начали писать челобитные с просьбой восстановить утраченные награды. В музее таких реликвий десятки!
По словам музейных работниц, живой интерес у гостей (а особенно у девушек) вызывает казачья одежда: чекмени, черкески, куртки, архалуки, гимнастёрки и мундиры. Они тут представлены разных времен, видов, фасонов и цветов.
Самый оригинальный – форменный халат нижних чинов Тунгусского пятисотенного казачьего полка, который датируется 1840-1850 гг. Видели когда-нибудь казака в халате? А они были.
Дело в том, на службу привлекались народы, населявшие окраины России и власти уважали их самобытность. Например, казакам бурятских и тунгусских полков разрешалось обмундирование в национальном стиле.
Этот экспонат, кстати, ранее редко выставлялся в Историческом музее. А есть и те, которые и вовсе впервые «видели свет», среди них - портрет атамана Войска Донского Андриана Денисова (неизвестный художник, вторая половина XIX в), чекмень генерала пешей и конной артиллерии Черноморского казачьего войска (1840-1855 гг.), халат Бурятских казачьих полков Карацайского отделения (1840-1850-е гг.) и икона Богоматерь Знамение (Курская-Коренная) XVIII в.
Где враг, там и казак
Ни одна война, в которой участвовала Россия, не обходилась без казачьих полков. Об этом свидетельствуют витрины с оружием - гости музея могут рассмотреть именные шашки, сабли, топорики, ятаганы, пистолеты, пики, кинжалы, ружья и нагайки.
Особняком стоит сабля, пожалованная императрицей Екатериной II полковнику Войска Донского Михаилу Себрякову, а также казачья чугунная пушка и гетманская булава XVIII века.
Вообще казаки были «универсальными солдатами», так как владели самой разнообразной тактикой введения боевых действий, как в конном, так и в пешем строю. Они могли воевать на суше и вступать в битвы на воде, умело сражались в полях и горах, а также совершали дерзкие набеги, штурмовали крепости (чего только стоит турецкий Измаил в 1790 году) и стойко их обороняли.
Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов Александра Суворова в 1799 году. А возглавляемое легендарным донским «вихрь»-атаманом Матвеем Платовым воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в 1812 году. Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война XVIII- XIX веков, не говоря уже о 50-летней эпопее покорения Кавказа, присоединении Казахстана и Средней Азии, освоении территории Сибири и Дальнего Востока.
Интересный факт, о котором тоже можно узнать в музее: в XIX веке особо прославили себя черноморские пластуны (кубанская пехота), подарившие русской армии термин «ползать по-пластунски».
Не боли болячка — я казачка!
А дома грозных вояк всегда ждали казачки. О том, как они жили, можно узнать в специальном зале музея. Там можно рассмотреть их платья, домашнюю утварь и даже макеты хат. На витрине - казачьи бандура, сундук и самовар начала XX века.
Но, как оказалось, самые первые казаки не стремились жениться. Рассказывают, что изначально вечно воюющие казаки соблюдали обет безбрачия, но продержались недолго… Так как славянских красавиц на степных просторах было мало, казаки брали в жены турецких пленниц, что в последствие отразилось на внешности их потомков.
Восточные элементы четко просматриваются в казачьей одежде плоть до XIX века. Например, у женщин Тихого Дона главную часть костюма составляло платье татарского покроя – кубелек (длинная шелковая рубаха, полы которой заходили одна за другую не застегиваясь), выше талии надевался татаур (цветной пояс из серебряных пластин или бархата, расшитого жемчугом), обувью служили ичиги – расписные татарские сапожки из мягкой кожи.
В свое время получила широкую огласку оборона станицы Наурской в 1774 году. На нее, пока все взрослые мужчины был в походе, напал многотысячный отряд горцев. На вал, окружавший станицу, с оружием в руках вышли казачки, подростки и старики. Осада продолжалась два дня, пока не подоспела помощь со стороны. Нападавшие, потеряв сотни убитыми, были вынуждены отступить. До 1917 года памятные дни героической обороны — 10 и 11 июня — отмечали в станице Наурской как "Бабий праздник".
Веселы привалы, где казаки запевалы
Приятно, что ряд экспонатов можно трогать: элементы сбруи лошади, подковы, казачье седло, щетки и скребки, скрипучие сапоги и прочую казачью амуницию.
Чтобы разнообразить интерактивную программу, в музее открыли сразу три кинозала. В одном можно посмотреть фильм про историю казаков, во втором – про подвиги на полях сражений за последние несколько лет, а в третьем – про современное казачество: образование, культурные мероприятия, песни, танцы семьи и так далее. Причем, смотрительницы музея очень обижаются, если посетители отказываются побывать на киносеансах: «Зря что ли залы строили?».
Подрастающему поколению предлагают надеть очки дополненной реальности и «потрогать» предметы на казачьих картинах, также для них работает тренажер управления дронами, лазерный тир и даже сборка макетов оружия.
После прогулки по музею – впечатлений масса. Не знаю, как казакам, но мне точно было любо!
Тэги