Я преклоняю колени перед мужеством трудармейцев

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Я преклоняю колени перед мужеством трудармейцев

Мы завершаем серию материалов в "Московской немецкой газете" о трудармейцах, которые в глубоком тылу в тяжелейших моральных и физических условиях жили и работали в годы Великой Отечественной войны, приближая своим трудом День Победы над фашистской Германией. Спасибо всем, кто написал нам в редакцию и рассказал о таких людях. Но прежде всего мы хотим выразить слова благодарности и уважения в адрес тех, кто выстоял — у станка, в шахте, в лесу, дома в чужом краю, воспитывая и своих, и неродных детей. Сегодня мы публикуем отрывок из материала, который нас особенно тронул. Полный текст, а также другие работы вы можете прочитать на информационном портале российских немцев RusDeutsch в рубрике "Они приближали Победу!".

"Бабуля была маленькая, хрупкая, всегда терпеливая, мудрая и такая родная! Мы любили говорить с ней о жизни, о прошлом. Она рассказывала о местах, где выросла, о Волге, где она научилась плавать, о великолепных садах в Поволжье. Читала стихи, пела песни, говорила молитвы — и все это на немецком языке. Мне казалось, что я ее понимал и с радостью повторял за ней слова. Указ от 28 августа 1941 года "О переселении немцев" отправил ее с детьми и мужем в Красноярский край.

Там семью Шмидт подселили к русской семье, глава которой был на фронте. Сначала отношения были настороженными. Дети первыми нашли общий язык. Взрослые пошли работать. В феврале 1942 года дедушка Александр был мобилизован в учреждение К-231 Верхнекамского района Кировской области. Бабулю трудмобилизация не коснулась: у нее на руках были сын Александр 1938 года рождения, дочь Эмма 1940 года рождения, свекровь Амалия Георгиевна 1873 года рождения и двое маленьких племянников Людвиг и Ирма, родителей которых мобилизовали.

Жили трудно и русские, и немцы, жили в ожидании Победы с надеждой на возвращение мужей. Бабуля, как и другие женщины, шла на любую тяжелую работу в колхозе, лишь бы прокормить детей, дожить и сохранить семью до возвращения мужа. Днем работала за трудодни, ночью со свекровью вязала и шила, чтобы обменять на продукты. В семью пришло несчастье: заболела и на глазах угасала дочь Эмма. Соседка Аксинья Лопатина, у которой самой шесть детей, мал мала меньше, каждый вечер бескорыстно приносила кружку парного молока больной девочке. Эмма умерла, но бабуля всегда помнила об этой женщине, о том, что она в неоплатном долгу перед Аксиньей, ведь спасая немецкую девочку, она лишала кружки молока собственных детей.

В конце 1943 года домой тяжело больным вернулся дедушка Александр. У него была открытая форма туберкулеза, его отправили домой умирать. Бабуля и прабабушка делали все для его спасения: шили, вязали шали, скатерти, покрывала и обменивали на молоко, масло, хлеб для больного. Домашняя еда, забота близких помогли деду встать на ноги. Дедушка редко вспоминал о годах, проведенных в учреждении К-231, но в семье помнят о враче, которая помогла ему выжить и вернуться домой. Дедушка был здоровый, физически сильный человек.

В трудармии приходилось много и тяжело работать, жили в нечеловеческих условиях, кормили мало и плохо, а дополнительный паек был положен только тем, кто перевыполнял норму. У дедушки наступило истощение, затем начался туберкулез. Его привезли в лазарет. Среди врачей была женщина-грузинка, политзаключенная. Ей приходили из Грузии посылки с продуктами, и она практически все отдавала больным, и каждый раз при обходе говорила деду: "Ты молодой, сильный, ты должен выжить и вернуться в семью".

Ее доброта и участие вселяли надежду на жизнь. По рассказам бабули, дед всегда говорил, что есть люди плохие и хорошие, но нельзя их делить по национальностям. А бабуля, говорила, что она счастливый человек, рядом с ней находились только хорошие люди, и только благодаря их доброте и участию семья смогла выжить. Кто-то ковал Победу на фронте, кто-то трудился в тылу. У людей разных национальностей была Родина одна на всех, и только вместе смогли выдержать это суровое испытание.

1945 год. Победа! Эту новость в поле привез бригадир. Все обнимались, плакали. Яркое весеннее солнце обещало новую жизнь. Р.S. Моему деду Александру Шмидту в 1941 году было 27 лет, бабуле — Анне-Марии Шмидт — 24 года. Я склоняю голову перед мужеством, силой духа и воли людей, воевавших на фронтах, перед людьми, работавшими для Победы в тылу. Я преклоняю колено перед мужеством, силой духа и воли, терпением людей, работавших в трудовой армии и сохранивших человеческое достоинство, перед их трудовым подвигом во имя Победы!

Moskauer Deutsche Zaitung (Коллектив авторов)

Тэги
Поделитесь статьей