Как отличить традицию от суррогата? Где проходит граница между бизнесом и меценатством? Что делать регионам, чтобы популяризировать свое историческое и культурное наследие? Эти и многие другие вопросы «НацАкцент» задал генеральному директору компании «3D Платформа», создателю «3D-музея национальных костюмов Российской империи» Константину Попову.
- Как давно существует виртуальный музей национальных костюмов?
- 3D Платформу для виртуальных музеев мы начали разрабатывать в 2018 году, в 2023-м – запустили ее. Практически одновременно с запуском пришла идея создать свой музей, чтобы показать национальные костюмы и заодно продемонстрировать возможности платформы.
Суть в том, что я до этого на международном уровне долго занимался фэшн-проектами. И мне всегда хотелось сделать что-то такое, что позволило бы нашу культуру показать столь же ярко и технологично, как демонстрируется современная мода.
Мы начали инвестировать сами в этот музей и подключили соратников. Вначале оцифровали всего десять костюмов, сейчас в виртуальной коллекции 130 экспонатов. Это и костюмы, и головные уборы. Не все пока доступно на сайте, сейчас там около 100 экспонатов, но каждый месяц мы вносим обновления. Например, у нас отснята коллекция костюмов Русского Севера и скоро она появится в виртуальном музее.
- Музей называется «3D-музей национальных костюмов Российской империи», но в коллекции практически только русские костюмы, просто разных губерний. Планируется ли другие российские народы показывать?
- Мы планируем отснять все 78 губерний, на которые на момент 1914 года делилась Российская Иимперия. Просто сейчас мы ограничены, скажем, нашими ресурсами: пока нет возможности совершать дальние поездки. Снять костюмы – это дорогая история, нужны студия, свет, качественная оцифровка. Так получилось, что пока действительно больше представлен русский костюм, но, надеюсь, ситуация поменяется.
- Как костюм попадает в виртуальный музей? Это ваша инициатива или региональная?
- Бывает и так, и так. Вот, например, ансамбль «Веретенце» вышел на нас сам: написали и предложили сотрудничество. У них есть большая коллекция курского костюма, 35 или 37 образов мы вместе с ними отсняли. Сейчас это сотрудничество переросло в крепкую дружбу.
А иногда мы сами, когда появляются ресурсы финансовые, решаем отснять такую-то губернию и начинаем через коллег-этнографов, которых знаем множество, искать коллекционеров.
- Ваши костюмы это в основном реплики или есть и старые музейные экспонаты?
- И те, и те, но музейных даже больше. К каждому костюму на сайте прилагается карточка-описание, в ней это обязательно указано. Например, калужские костюмы – все оригинальные, и они практически в идеальном состоянии! Недавно разместили в музее два костюма с Русского Севера, они тоже старые – вторая половина XIX века.
- Еще лет десять назад было ощущение, что своими корнями гордятся все народы России, кроме русских, потом вектор стал другим. Когда заходишь на ваш сайт и видишь такое разнообразие русского костюма, кажется, что ситуация поменялась в корне…Что вы думаете о сохранности исконной русской культуры и отношении к ней в стране?
- Это очень сложный вопрос, русской культуре сильно «досталось» во времена советской власти. Мы, например, проводим экспертизу каждого потенциального экспоната: слишком часто традиционные вещи подменяются сценическими стилизациями.
Я считаю, что огромное количество суррогатов отпугивает людей. Мало кто знаком с настоящим разнообразием, с настоящим богатством русского костюма и народной культуры в целом, с ее традициями, поэтому иногда встречается пренебрежительное отношение:
«Ой, это что там, какие-то кокошники, опять румяные тёти выйдут на сцену и что-то там неинтересное будут изображать».
Когда мы задумывали музей, нашей основной целью было через технологии продемонстрировать правильный исконный контент, чтобы сделать народный костюм популярным, показать какой он красивый и как прекрасно сидит на наших современниках, обычных людях XXI века, профессиональных моделей мы не снимаем принципиально.
При этом когда слышу, что русская тема – стала популярной и находится на взлете, я немного скептически к этому отношусь: с одной стороны говорят про интеграцию российского культурного кода, но в то же время по-прежнему есть много некачественных продуктов. Вроде как – русский стиль, а на деле – репродукция картинки «а ля рус» на футболке. Глубокий подход, доступные привлекательные электронные материалы, которые можно изучить, применить к себе и осознать, все еще редкость.
Я каждый раз опасаюсь, что очередной, предположим, фестиваль в поддержку русской культуры, продемонстрирует что-то непонятное сценическое, что не имеет отношения к настоящим традициям. И в итоге фейковая информация будет в интернет- пространстве затирать то, что действительно имеет ценность.
Что я точно могу сказать на примере нашего проекта: спрос сейчас появился. Моё субъективное мнение: люди хотят узнавать, готовы погружаться в культуру, но еще нужно работать и работать, и энтузиастам, и государству над качеством информации. В том числе привлекая авторитетных экспертов, кто действительно разбирается в культуре и традициях, а не занимается инфобизнесом.
В общем, тема больная, сложная, но со своей стороны мы делаем все, что можем.
- Еще одна больная, сложная тема – монетизация. Наша с вами национально-культурная тематика, мягко говоря, не очень рекламоемкая. И вы уже, между делом, упомянули, что «доедем и отснимем, когда деньги будут». Откуда берете деньги: гранты, спонсоры, личные средства?
- Пока, к сожалению, этот проект мы делаем в основном из наших собственных средств, полученных от нашей же коммерческой деятельности: если есть часть выручки, которую можно вложить в музей, мы это делаем и развиваемся дальше. Еще делаем коллаборации, привлекая региональные компании для работы над костюмами их губерний: мы обеспечиваем логистику, партнеры – размещение и съемки.
Получается, сразу несколько организаций на собственные средства совместно работают, чтобы создать контент, которым все потом будут пользоваться бесплатно.
Ищем постоянного партнера, но пока неудачно. Наверное, мы еще просто не дошли до своего спонсора, потому что я как бизнесмен теми предложениями, которые мы делаем, точно бы заинтересовался. Думаю, что мы пока не всех проработали и нужно больше инвестировать средства в рекламу.
Работать с грантами мы пробовали, недавно подавали очередную заявку. Пока наши заявки не одобряли: грантовые фонды не очень заточены на такие продукты как наш. Они в большей степени финансируют другого рода мероприятия: фильмы, фестивали, форумы. А у нас цифровой контент, по большому счету, - обучающие материалы для популяризации народной культуры. Возможно, поддерживать подобные инициативы должен Минкульт.
Мы будем пробовать, наверное, подаваться на гранты и дальше, чтобы все-таки добраться до отдаленных регионов. Но пока я больше верю, что мы встретим единомышленников, спонсоров, которые захотят поддержать свой регион.
- 3D Платформа, на которой среди прочих музеев размещен и ваш, - тоже ваше детище. Это как раз способ заработать какие-то деньги? Или общественная инициатива для продвижения российских музеев в интернет-пространстве?
- Это коммерческий проект, основное, чем занимается наша компания как резидент Сколково. Готовая платформа, на которой можно запускать музеи и выставки. При этом если музей или выставочный зал делает все, включая создание виртуального контента, самостоятельно, он ничего нам не платит. А вот если музей привлекает нас для оцифровки и обработки экспонатов – это платная история.
В этом направлении мы планируем развиваться дальше: сделаем социальную сеть, добавим возможность общения, будем размещать лекции. То есть продолжим привлекать инвестиции в развитие платформы.
Это тоже проект непростой, потому что все, что связано с культурой, - в большей степени меценатство, чем бизнес. Инвесторы охотнее вкладываются в более понятные вещи. Но мы по этому непростому пути пошли и довольно успешно: уже запущено 15 музеев, в этом году планируется добавить на платформу еще 18.
- Не думали разработать коллекции народных костюмов, которые можно было бы купить? Тем более, что у вас есть опыт в фэшн-индустрии?
- Есть такой проект «Культурный код России», который запускался совместно с Вайлдберриз, вначале они проводили конкурс среди российских брендов, чтобы выбрать достойных. Мы им предложили оцифровать и продемонстрировать в интернете победителей. Первые участники проекта были очень интересные. Например, кубачинское серебро, другие народные промыслы. Сейчас, к сожалению, в этом разделе магазина есть очень разные производители, и не все они соблюдают традиции. Было бы здорово, если б там было больше изделий народных промыслов, но не новодельных сувениров, а именно традиционных для российских этносов ремесел. Это тоже сложный момент – где кончается промысел и начинается сувенирная продукция.
Я был бы рад, если бы кто-то когда-нибудь сделал полноценный специализированный маркетплейс, где были бы и костюмы, и предметы народно-художественных промыслов, и аксессуары, желательно прошедшие экспертизу. В советское время абы кто в реестр народно-художественных промыслов не попадал: за этим следило экспертное сообщество.
Мы могли бы у такого маркетплейса выступить как партнеры по визуализации. Продажу товаров, думаю, в ближайшее время точно прикручивать к своей платформе не будем, мы такой дополнительной нагрузки просто не выдержим: это отдельный бизнес – отгрузки, логистика и прочее.
Фотографии и видео предоставлены Константином Поповым.