Чукотский фолк в центре Москвы: Усы, уши, перья эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Чукотский фолк в центре Москвы: Усы, уши, перья фото Г. Неуймин, НацАкцент

В московской Библиотеке иностранной литературы в ноябре было нетипично шумно. И весело одновременно. На вечере, посвященном традициям чукчей, эвенов и юкагиров, можно было услышать необычные музыкальные инструменты и стать участниками массового танца-спектакля. Потанцевать вместе с москвичам решил и слушатель Школы межэтнической журналистики Георгий Неуймин. 

Про Умку, Олита и Юрия

Лекторий «Забытое исполнительство народов Арктики», проходивший в рамках фестиваля «Гуманитариум», собрал много любителей традиционной народной культуры. Среди них были и исполнители из Чукотки - Евгений Умка Кайпанау и Олит Тевлянаут, а также руководитель Московского этнографического общества Юрий Габров. Они мастерски воспроизвели аутентичные мелодии на каких-то приспособлениях, которые с первого взгляда назвать инструментами и язык-то не поворачивался.

Кстати, необычные вещицы мы заметили сразу, как только вошли в библиотеку. Там было много интересного: от банки из-под консервированных ананасов, прикрепленной к деревянной палочке, до птичьего пера. И все это действительно оказалось предметами традиционного искусства.

«Мы занимаемся пост-постфольклором»,

- объяснил Юрий Габров.

Он рассказал, что реконструирует давно забытые музыкальные инструменты и, объединившись с Умкой Кайпанау и Олит Тевлянаут, даёт старым предметам новую жизнь.

Оба исполнителя – носители чукотской культуры: Умка руководит ансамблем «Кочевник», а Олит сделала успешную сольную карьеру, исполняя невероятно красивые песни на родном языке.

В зале зацокало, закрякало, заскрежетало

Началась программа с игры Олит на китовом усе: возник щелкающий, приятный глухой звук, отдаленно похожий на цоканье. Затем Умка взял обычное белое перо в губы и, о чудо, через секунду раздалось крякание.

«Вот у меня висит тут праща. Когда я охочусь на гусей, я в них камнями стреляю. Одного свалил, перышко выдернул, ножичком подрезал и как манок – остальных призывать ещё»,

- делится Умка. Такая пищалка на чукотском называется «выёпчананг.

Очень запомнилась гостям демонстрация необычных инструментов – струнных, с жестяными баночками из-под ананасов в качестве резонаторов. Разумеется, в древности вместо банки был деревянный корпус, а Умка даже вспомнил, что у одного чукотского дедушки он видел резонатор, сделанный из китового уха. Когда смычок из китового уса ходит по струне, рождается потусторонний скрежещущий звук. Олит разбавила его волшебным горловым пением.

Невероятным инструментом оказался и традиционный алеутский бубен – чаях, на обратной стороне которого прикреплены шумящие подвески из костей морских животных. Для еще одной разновидности бубна, атабаскской, характерны две натянутые на мембрану струны. Игру на этих инструментах продемонстрировал Юрий.

Затем, взяв самые разные по типу звучания инструменты, Олит, Юрий и Умка исполнили восхитительную чукотскую колыбельную, которая поразила нас красотой своего звучания и возникшим ощущением спокойствия.

А теперь танцуют все!

Вечер решили завершить с «огоньком».

«Вот вы слышали выражение «что вижу – о том пою»?» Не верьте! Чукчи ТАНЦУЮТ о том, что видят»,

- рассказал Умка.

Нам предстояло стать участниками танца, который показывает процесс кормежки песцов. Забавно и очень мило, что в движениях учитывалась каждая мелочь: открытие и закрытие воображаемой клетки, приготовление каши и демонстрация радости песцов (что, конечно, больше всего нам понравилось). 

Уходить никому не хотелось, будто что-то прочно удерживало нас в лоне северной музыки. И действительно, один раз послушав мелодии чукчей, алеутов, инуитов, эвенов и других народов арктического региона, невольно впадаешь в приятный транс, думая о далёкой тундре и бесконечной красоте полярного неба. Ведь именно в этих сказочных условиях родилась такая, не менее сказочная музыка. И пока есть музыканты, подобные Олит, Умке и Юрию, она продолжит жить.

Текст и фото: Георгий Неуймин

Тэги
Поделитесь статьей