Депутаты: Лесной, Водный и Земельный кодексы и исполнительная власть ограничивают права КМНС

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь новостью

Лесной, Водный и Земельный кодексы не согласуются с региональным законодательством по обеспечению прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНСС и ДВ), а также с федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Об этом заявило большинство участников круглого стола на тему "Вопросы сохранения и развития традиций и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока",  который, как передал корреспондент "НацАкцента" с места событий, 5 апреля проводил Комитет Госдумы по делам национальностей.

Так,  председатель Государственного совета Республики Коми Марина Истиховская
заявила, что Лесной кодекс ограничивает права оленеводов, которым, в частности, приходится участвовать  в конкурсах на природопользование наравне с  промышленными фирмами.  "Лесной кодекс не учитывает такого специфического пользователя, как оленеводы", - заявила она.

Депутат Думы ХМАО - Югры Татьяна Глаголева также отметила, что нестыковки в федеральном законодательстве приводят к сокращению мест традиционного проживания кочевых народов. 

Председатель Комитета Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера Виктор Губарев в свою очередь заявил, что федеральное законодательство о рыболовстве, ограничивают права коренных народов на традиционное природопользование.

"Когда принимались Земельный, Лесной, Водный кодексы, от представителей КМНС отмахивались как от назойливый мух, - заявил в свою очередь председатель Государственной думы ЯНАО Сергей Харючи. - Время показало, насколько мы были правы".  

Участники круглого стола отметили, что из-за нестыковок в законодательстве многие "хорошие законы", обеспечивающие права КМНС, не работают. Кроме того, по мнению участников круглого стола, права КМНС ограничиваются недостаточным качеством работы исполнительной власти, которая "не исполняет даже собственные решения".

Например, по мнению первого зампредседателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александра Матвеева, на уровне исполнительной власти обеспечением прав КМНС "занимаются недостаточно".

Так, первый зам думского комитета на нацполитике Валентина Пивненко отметила, что распоряжение правительства о мерах по выполнению "Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока", рассчитанное на реализацию в 2009-2011годах, до сих пор не выполнено. "Когда мы смотрим на выполнение планов, тоскливо становится,"- сказала депутат от "Единой России". 

В частности, по ее словам, не принят правовой акт о расчете возмещения убытков коренным народам корпорациями, которые работают на территории традиционного природопользования, не созданы модельные территории традиционного природопользования, не разработана система показателей измерения качества жизни представителей КМНС. Пивненко отметила, что задача обеспечения современного качества жизни для коренных обитателей  Севера, Сибири и Дальнего Востока не выполнена. С ней согласен и Виктор Губарев, который считает, что уровень качестважизни КМНС крайне низкий, в частности, из-за плохой организации северного завоза (недостаточный ассортимент и дороговизна привозимых продуктов), из-за отсутствия средств у регионов на дотации КМНС.

В свою очередь, директор Департамента межнациональных отношений Минрегиона Александр Журавский возразил Пивненко, заявив, что единый обязательный документ об  исчислении убытков принять оказалось невозможных, но в 2009 году была разработана методика, по которой корпорации исчисляют убытки в добровольном порядке. Введение модельного типа территории традиционного природопользования также невозможно, так как оно требует изменение  7 законов. Однако, по его словам, законопроект об их изменении, уже находится в работе.

Член комитета Госудмы по делам национальностей Григорий Ледков заявил, что комитет разработал ряд рекомендаций по изменению федерального законодательства с тем, чтобы согласовать его с законами, обеспечивающими права КМНС. В частности, предлагается внести изменения в Земельный кодекс, законы об охоте и рыболовстве. Ледков отметил, что необходимо также законодательно защитить экологические права коренного населения, обязав корпорации возмещать нанесенный ущерб природе. 

Большинство участников круглого стола также высказались категорически против изъятия из соответствующего закона  положения о статусе территорий традиционного природопользования как особо охраняемых. Также они посчитали необходимым разработать порядок отнесения к КМНС, хотя Сергей Харючи отметил, что этот порядок должен основываться не на принципе этничности, а на принципе ведения традиционного образа жизни. 

Стоит отметить, что большинство собравшихся представителей законодательной власти заявили, что развитие и сохранение культуры и традиций КМНС невозможно без обеспечения права на землю и на ведение традиционной хозяйственной деятельности. В то же время, представитель исполнительной власти Александр Журавский свой доклад, в  отличие от вступавших за ним федеральных и региональных депутатов, посвятил отчету о проделанной работе непосредственно в области культуры и языка.

Напомним, что основные проблемы, с которыми сталкиваются представители КМНС, связаны с их хозяйственной деятельностью и конфликтами с большими корпорациями. Также представители КМНС неоднократно высказывались в пользу внесения в паспорт пункта "национальность", который бы упростил бы им процедуру получения льгот, предусмотренных соответствующими законами.

Тэги
Поделитесь новостью