У россиян, предпочитающих отдыхать за границей, появилось ещё одно популярное направление – Армения. На фоне резких заявлений премьер-министра Никола Пашиняна выбор кажется несколько странным. Однако билеты на рейсы в Ереван раскупают даже быстрее, чем в Тбилиси. Неужели всем резко захотелось полюбоваться живописным озером Севан или отведать ароматной долмы?
Корреспондент «Национального акцента» побывала в стране горных вершин, старинных монастырей и протяжных мелодий дудука.
Путин – президент армян
Факт: армянский народ тепло относится к россиянам. И в столичном Ереване, и в небольшом горном поселении люди, услышав русскую речь, улыбаются, стараются помочь, если в этом есть необходимость, а разговорившись, очень сожалеют о том, что сейчас мы живём в разных странах. Неудивительно, что рейтинг армянского премьера после его неосторожных заявлений упал на самое дно.
– Все обещания хорошей жизни накрылись бордовой шляпой, – жалуется по пути в город из аэропорта «Звартноц» таксист Армен Хандикян. – Придя к власти, он радовал фантастическими прогнозами и несбыточными обещаниями. При этом к своему народу относится как мачеха к падчерице. Сегодня редко кто не хочет двинуть из Армении. Кто-то едет в США, кто-то в Европу, а кто-то в Россию. По статинформации в России армян более 2 миллионов. Рассказывают, что несколько лет назад во время своего визита в Ереван Президент России Владимир Путин пошутил, что он может назваться президентом всех армян.
Ереван – один из самых старых городов мира, в этом году он отметит 2805 лет. Ещё за двадцать девять лет до основания Рима урартский царь Аргишти I построил военно-административный центр государства Урарту – Эребуни. От него произошло название современной столицы Армении. В переводе с древнеармянского это слово означает «появившийся на горизонте». Плита с клинописью, на которой высечена дата основания города, до сих пор находится в музее-крепости. Но есть и другая легенда. Согласно ей Ной, стоя на вершине Арарата, заметил, как вода постепенно начала отступать, и, когда показалась первая земля, он воскликнул: «Ере ван!».
Научной сенсации, которая открыла миру государство Урарту, предшествовали долгие раскопки крепости на холме Кармир-Блур около столицы. Активное участие в научных экспедициях принимал выдающийся ученый, бывший директор Государственного Эрмитажа Борис Пиотровский. Кармир–Блур стал для Пиотровского счастливым талисманом: здесь, на раскопках, Борис Пиотровский встретил свою судьбу – учёную Рипсимэ Джанполадян-Пиотровскую. Сегодня Государственный Эрмитаж возглавляет сын Бориса Борисовича – Михаил Пиотровский, который в детстве каждое лето проводил на родине матери - в археологических экспедициях в Армении.
Три паломничества на Севан
Правда, сейчас кажется, что город построили каких-то 50 лет назад. Низкорослые сталинки, хрущевки, панельные многоэтажки…
Водят армяне как хотят, правила дорожного движения писаны как будто не для них. Обгоняют, подрезают, не пропускают. Только за три дня я лично была свидетелем пяти аварий, совершенных исключительно по принципу «я поеду так, потому что так хочу».
Ещё пять лет назад самой культовой машиной была белая «Нива». Мужчина на такой машине считался «джигитом на белом коне». Правда, теперь предпочтения изменились. Новая любовь водителей – гелендваген.
Центральная достопримечательность Еревана – Каскад, помпезная лестница с искусственными фонтанами и водопадами, любимое место горожан и туристов. Перед ним – галерея современной скульптуры. Кого тут только не встретишь: зайца на слонах, кролика-акробата. Есть тут и своя скульптура в стиле «Писающего мальчика» – «Большая женщина в стиле «ню»». Пышную барышню привезли из Копенгагена: на Родине даме настолько не подходил климат, что она покрылась серыми пятнами из-за ржавчины.
– За последние годы столица круто преобразилась, – рассказывает гид Эдуард Алтонян. – В Ереван приезжает много туристов. Все они хотят обязательно заглянуть в Матенадаран, где хранятся древние рукописи, и в Центр искусств Кафесджяна, который расположен в оригинальном архитектурном комплексе, известном под названием «Каскад». Центр был назван в честь американского филантропа армянского происхождения Джерарда Кафесджяна, который подарил своей исторической родине более тысячи уникальных произведений из декоративного стекла, созданных знаменитыми в мире мастерами. Каждое из произведений, представленных в музее, стоит миллионы долларов. За право открыть у себя такой музей стекла боролись Бостон, Чикаго, Париж и многие другие крупные города Европы и Америки.
Излюбленное место туристов – армянский рынок. Он напоминает яркий и пестрый ковер. Всё из-за разноцветных сладостей. Здесь это не только тортики и пирожные, но и всевозможные комбинации сухофруктов, орехов и сладостей. Метровые чурчхелы, нанизанные на нитку и высушенные на солнце персики без косточек, начинённые толчёными ядрами грецкого ореха с сахаром, корицей и кардамоном.
Армения и русский язык
«К 2025 году только три процента армян будут в совершенстве владеть языком Пушкина», – еще несколько назад озабоченно разводили руками эксперты-русисты. За последние пару лет ситуация круто изменилась: по последним опросам 94% родителей в Армении желают, чтобы их дети владели великим и могучим. Спрос рождает предложение: в республике открываются новые русские школы.
– К вашему языку всегда относился с уважением, это было заложено воспитанием, культивировалось в нашей семье, где свободно говорили на русском, – говорит научный сотрудник Леонид Маркосян. – Рано понял важность русской речи как инструмента для связи с внешним миром, миром громадной многоязычной страны. Это помогало работать не только в Армении, но и в других странах, куда порой заносила меня судьба.
– Когда язык Пушкина подвергся «шквалу чернухи», с высоких трибун вещали о необходимости развивать язык Байрона, – рассказывает Ани Мкртумян, учительница начальных классов школы № 71 имени летчика, дважды Героя Советского Союза Нельсона Степаняна. – Не учли руководители, что английский всё равно не заменит русский. Это тоже совершенно очевидно, потому что должны произойти тектонические сдвиги в сознании людей, чтобы именно ориентация на английский язык стала заменой русскому. Но самое главное – зачем? Ведь русский язык – инструмент адаптации в той среде, где работают наши мигранты. Однозначно: изучать русский язык – чисто прагматическое решение для Армении.
– Необходимо, чтобы в нашей стране было два государственных языка: русский и армянский, – говорит педагог частной школы «Славянская» Тигрануи Нерсисян. Руководители этого учреждения сначала хотели открыть школу в Грузии, но столкнулись с национализмом. Решили переехать в Армению и не пожалели. – Сегодня любой врач, пусть даже не знающий государственного языка, но зато вылечивший хотя бы троих тяжелобольных, для нас более ценен как настоящий патриот. Нежели те деятели, которые, возможно, уже устроив своих детей на Западе, хотят душить столь необходимый для десятков тысяч обездоленных сельских армян русский язык, без знания которого нашим жаждущим отправиться на заработки за рубеж людям нет смысла ехать дальше армяно-грузинской границы.
Говорят, туризм сближает народы, возможно, благодаря наплыву российских путешественников две страны станут ещё ближе.
Текст и фото Ирэн ОВСЕПЯН
Тэги