Россию населяют более 190 народов. И, слава Богу, все они наделены чувством юмора. Причем каждый смеется, прежде всего, над собой, а не над соседом другой национальности. К тому же, похоже, юмор у нас защитная реакция на любые неурядицы, несчастья и сложности: бесконечный рост цен, невыплаты зарплат и пенсий, падение нравов. По крайней мере, именно такой вывод делает "НА", расспросив своих авторитетных друзей.
Мне мой милый подарил голубую ленту.
Только замуж не берет, а берет в аренду.
Частушка из коллекции Ивана Егоровича Карпухина – доктора филологических наук, профессора, действительного члена Академии менеджмента в образовании и культуре (АМОК), заслуженного учителя Республики Башкирия. Ученый записал этот своеобразный протест наших современниц против моды на гражданские браки в одном из чувашских сел Башкортостана.
- А вот взаимных насмешек между представителями разных этносов, живущих рядом, в нашей республике сегодня практически нет, - замечает Иван Егорович. – У нас очень уважительно относятся к многообразию национальных культур, и даже в школах ведут преподавание на четырнадцати языках. Зато в анекдотах, частушках с национальным колоритом порой очень точно подмечены характерные черты представителей того или иного народа.
Сколько раз я ни рыбачил, попадаются ерши.
Как башкирку поцелуешь, она скажет: "Бик якши" ("очень хорошо").
Вот такая легкая насмешка над темпераментными башкирскими женщинами.
Кстати, башкиры могут вам поведать не только забавные кулямасы (от "кулям" - "смеяться" по-башкирски). В каждом районе, в каждой деревне есть ещё и собственные лакапы - анекдоты местного характера, которые часто перерождаются в крылатые фразы, афоризмы.
- Наше выражение "прост, как дамиров мост" взято из вполне конкретной житейской истории, - поясняет известная башкирская журналистка Роза Тухбатова. - Между двумя деревнями река весной разливалась так сильно, что у жителей не было никакой возможности ходить друг к другу в гости. Они решили построить мост, и поручили это сделать молодому человеку по имени Дамир. Тот построил, но сделал это кое-как. Естественно, первой же весной конструкцию смыло паводком. С тех пор у нас, как только кто-то что-то неряшливо, недоброкачественно сделает, люди тот мост вспоминают.
Мордва вообще приписывает остроумию магические свойства, считает его своего рода оберегом.
- В каждом мордовском селе раньше был колдун, который при любом удобном случае мог навести порчу, - рассказывает мордовская писательница Тамара Баргова. – Потому, например, на свадьбе, чтобы защитить молодоженов и гостей, у нас принято на второй день петь хлесткие, ядреные частушки.
Друг над другом мокшане и эрзяне мало смеются. Зато лихо сами над собой потешаются.
С давних времен мордовская молодежь на посиделках устраивала целые игры, в которых побеждали самые велеречивые и остроумные. Особенно сложно приходилось ведущему такого состязания. Нужно было держать ухо востро: если не сможешь вовремя вставить меткое словечко - сам станешь объектом перекрестных шуток.
Армяне, как никто другой, ценят комфорт и достаток. Времена лихолетья рождали у этого народа анекдоты, высмеивающие необходимость экономить. Ценят кавказцы и шутки по поводу своей колоритной внешности.
- Самое смешное было услышать такую остроту из уст моего друга–грузина, - улыбается Альберт Асатрян, директор уфимской воскресной армянской школы. – Он как-то рассказал байку о том, как появились у нас большие носы. По этой "грузинской" версии выходит, что его народ - великий романтик.
Когда армянин пришел к Творцу за носом, то сперва уточнил: во сколько тот ему обойдется. Бог уверил, что раздает носы бесплатно. Тогда армянин попросил дать побольше, чтобы хорошо дышалось. Следом за носом пришел грузин и попросил: "Дай мне такой большой нос, как наши горы!".
Может быть, представители перечисленных этносов предпочли тактично не раскрывать провокационных сторон своего национального юмора. Зато в Южном научном центре РАН, изучающем традиционную культуру народов Юга нашей страны, специально для "НацАкцента" подготовили целую подборку юмористических историй из жизни донских казаков, превозносящих казачий образ жизни.
- Для казаков характерно противопоставление "своего" и "чужого", - отмечает Нина Власкина, младший научный сотрудник Южного научного центра РАН. - Объектом насмешек часто становился инородец (поляк, хохол), неказак (крестьянин, мужик, москаль). Особую иронию мог вызывать пришлый человек, пытающийся примерить роль казака. Но стоит этому народу отдать должное – над собой донские казаки тоже смеяться горазды!
Казацкий сказ про умную невестку и глупую свекровь:
Взяли невестку с другого хутора, а она — два месяца прошло, и родит. Свекровь удивилась: "Манюшка! Как же так: ты у нас только с мясоеда, а на Пасху уже родишь?" — "А как надо, маменька?" — "Да хоть бы к Рождеству!" — "Ну, я ж не знала, маменька… Теперь буду по-вашему!"
"НацАкцент", 2012
Тэги