Дай мне такой большой нос, как наши горы! эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Дай мне такой большой нос, как наши горы!

Россию населяют более 190 народов. И, слава Богу, все они наделены чувством юмора. Причем каждый смеется, прежде всего, над собой, а не над соседом другой национальности. К тому же, похоже, юмор у нас защитная реакция на любые неурядицы, несчастья и сложности: бесконечный рост цен, невыплаты зарплат и пенсий, падение нравов. По крайней мере, именно такой вывод делает "НА", расспросив своих авторитетных друзей.

Мне мой милый подарил голубую ленту.

Только замуж не берет, а берет в аренду.

Частушка из коллекции Ивана Егоровича Карпухина – доктора филологических наук, профессора, действительного члена Академии менеджмента в образовании и культуре (АМОК), заслуженного учителя Республики Башкирия. Ученый записал этот своеобразный протест наших современниц против моды на гражданские браки в одном из чувашских сел Башкортостана.

- А вот взаимных насмешек между представителями разных этносов, живущих рядом, в нашей республике сегодня практически нет, - замечает Иван Егорович. – У нас очень уважительно относятся к многообразию национальных культур, и даже в школах ведут преподавание на четырнадцати языках. Зато в анекдотах, частушках с национальным колоритом порой очень точно подмечены характерные черты представителей того или иного народа.

Сколько раз я ни рыбачил, попадаются ерши.

Как башкирку поцелуешь, она скажет: "Бик якши" ("очень хорошо").

Вот такая легкая насмешка над темпераментными башкирскими женщинами.

Кстати, башкиры могут вам поведать не только забавные кулямасы (от "кулям" - "смеяться" по-башкирски). В каждом районе, в каждой деревне есть ещё и собственные лакапы - анекдоты местного характера, которые часто перерождаются в крылатые фразы, афоризмы.

- Наше выражение "прост, как дамиров мост" взято из вполне конкретной житейской истории, - поясняет известная башкирская журналистка Роза Тухбатова. - Между двумя деревнями река весной разливалась так сильно, что у жителей не было никакой возможности ходить друг к другу в гости. Они решили построить мост, и поручили это сделать молодому человеку по имени Дамир. Тот построил, но сделал это кое-как. Естественно, первой же весной конструкцию смыло паводком. С тех пор у нас, как только кто-то что-то неряшливо, недоброкачественно сделает, люди тот мост вспоминают.

Мордва вообще приписывает остроумию магические свойства, считает его своего рода оберегом.

- В каждом мордовском селе раньше был колдун, который при любом удобном случае мог навести порчу, - рассказывает мордовская писательница Тамара Баргова. – Потому, например, на свадьбе, чтобы защитить молодоженов и гостей, у нас принято на второй день петь хлесткие, ядреные частушки.

Друг над другом мокшане и эрзяне мало смеются. Зато лихо сами над собой потешаются.

С давних времен мордовская молодежь на посиделках устраивала целые игры, в которых побеждали самые велеречивые и остроумные. Особенно сложно приходилось ведущему такого состязания. Нужно было держать ухо востро: если не сможешь вовремя вставить меткое словечко - сам станешь объектом перекрестных шуток.

Армяне, как никто другой, ценят комфорт и достаток. Времена лихолетья рождали у этого народа анекдоты, высмеивающие необходимость экономить. Ценят кавказцы и шутки по поводу своей колоритной внешности.

- Самое смешное было услышать такую остроту из уст моего друга–грузина, - улыбается Альберт Асатрян, директор уфимской воскресной армянской школы. – Он как-то рассказал байку о том, как появились у нас большие носы. По этой "грузинской" версии выходит, что его народ - великий романтик.

Когда армянин пришел к Творцу за носом, то сперва уточнил: во сколько тот ему обойдется. Бог уверил, что раздает носы бесплатно. Тогда армянин попросил дать побольше, чтобы хорошо дышалось. Следом за носом пришел грузин и попросил: "Дай мне такой большой нос, как наши горы!".

Может быть, представители перечисленных этносов предпочли тактично не раскрывать провокационных сторон своего национального юмора. Зато в Южном научном центре РАН, изучающем традиционную культуру народов Юга нашей страны, специально для "НацАкцента" подготовили целую подборку юмористических историй из жизни донских казаков, превозносящих казачий образ жизни.

- Для казаков характерно противопоставление "своего" и "чужого", - отмечает Нина Власкина, младший научный сотрудник Южного научного центра РАН. - Объектом насмешек часто становился инородец (поляк, хохол), неказак (крестьянин, мужик, москаль). Особую иронию мог вызывать пришлый человек, пытающийся примерить роль казака. Но стоит этому народу отдать должное – над собой донские казаки тоже смеяться горазды!

Казацкий сказ про умную невестку и глупую свекровь:

Взяли невестку с другого хутора, а она — два месяца прошло, и родит. Свекровь удивилась: "Манюшка! Как же так: ты у нас только с мясоеда, а на Пасху уже родишь?" — "А как надо, маменька?" — "Да хоть бы к Рождеству!" — "Ну, я ж не знала, маменька… Теперь буду по-вашему!"

"НацАкцент", 2012

Тэги
Поделитесь статьей