Можно ли совместить хип-хоп и рэп с мансийским и хантыйским звучанием? Могут ли белорус и армянин проникнуться обско-угорской философией? Игорь Сиренко и Самуэль Баллар с уверенностью говорят - «Да»! С участниками музыкальной группы «Хайтнут эрыг», что в переводе с мансийского означает «Песня волка», пообщалась слушательница Школы межэтнической журналистики Алина Кукарских.
У группы «Хайтнут эрыг» есть День Рождения – 17 июля 2022 года: чуть больше года назад, в единый день фольклора, Игорь Сиренко, Самуэль Баллар и Юлия Яркина впервые вместе выступили на сцене форума для активной молодежи Урала «Утро».
Но, как рассказывают сами герои, история группы началась раньше – примерно четыре года назад, когда к звукорежиссеру Игорю Сиренко обратилась исполнительница Ульяна Молданова с целью записать современный этнический альбом.
– Именно тогда я начал разбираться в хантыйском и мансийском языках. Узнал о разных диалектах и музыкальных особенностях. Я работал над созданием альбома примерно полгода. Отложил все свои дела и занимался только этникой. Много слушал, ездил на стойбища, изучал и принимал новую для себя культуру. Это была сложная и кропотливая работа, во время которой обратил внимание, что если смешать этнику обско-угорских народов и современные мотивы, то получается интересный результат, -
рассказывает Игорь Сиренко.
Позднее Игорь начал работать с Евгением Анямовым, манси по национальности. Евгений занимался рэпом и переделывал известные мелодии на мансийский язык.
Потом познакомился с Самуэлем Балларом и создал для него несколько сольных композиций. Все эти истории помогли музыканту определится с направлением, в котором он хочет работать, развиваться и создавать что-то новое.
Новое дыхание в творческий союз двух друзей привнесла бывший руководитель этнокультурно-образовательного центра Ханты-Мансийска Ирина Кибкало. Именно она предложила название группы и ее продвижение.
– «Хайтнут эрыг» это не просто наша задумка. Ряд жизненных ситуаций, событий и поворотов привел нас к созданию своей группы, – делится Самуэль Баллар.
Творческий костяк группы состоит из звукорежиссера, диджея, композитора, аранжировщика и ведущего Игоря Сиренко, исполнителя, режиссера и постановщика клипов Самуэля Баллара и певицы Юлии Яркиной.
История Игоря
Игорь Сиренко по национальности белорус. Практически всю свою жизнь он посвятил творчеству, образование получил в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже, где выучился на учителя музыки. Хотел поступать в московский вуз, но судьба распорядилась иначе.
– Я долго не мог определиться куда мне пойти, поэтому выбор пал на армию. Полтора года служил и работал в МВД. Вернулся совсем другим, осознанным, – рассказывает Игорь.
В первое время после армии работал на студиях. Занимался озвучкой для торговых центров, создавал музыку, работал над стилизацией, вырабатывал собственный вкус, смотрел на то, что цепляет молодое поколение.
– Группа «Хайтнут эрыг» не раз выступала в Югорском государственном университете. Мы представляли студентам наши композиции. Отзывы от ребят были очень хорошими. Многим наша музыка была интересной, они хотели ее слушать, –
рассказывает Игорь Сиренко.
По мнению героя, самое главное при создании новых композиций – погрузиться в историю, прочувствовать ее. Многие песни группы «Хайтнут эрыг» сделаны на стихи известных югорских писателей – Ювана Шесталова и Марии Волдиной. Перед тем, как вдохнуть в произведения новую жизнь, Игорь ныряет в них с головой.
– Прочитав текст, я обращаюсь к биографии автора. Узнаю в какие годы он жил, какой путь прошел, где выступал, что видел и чувствовал. Был человек охотником, рыбаком или собирателем. Для каждой профессии свой подход. Изучая историю персонажа, я проникаюсь им. Все, что слышат люди, я должен прочувствовать. Когда пропускаешь биографию героя через себя, то получается именно та композиция, которая доходит до слушателя. Каждое слово – это эмоция и это нужно уметь чувствовать.
Путь Самуэля
Самуэль Баллар по национальности армянин. Как рассказывает сам герой, музыка в его жизни присутствовала с самого детства. Учился в музыкальном колледже, но так его и не окончил. Самуэль постоянно совершенствовался – ходил на творческие мастер-классы и музыкальные конкурсы. Пятнадцать лет работал в культурно-досуговом центре «Октябрь» города Ханты-Мансийска и выступал на разных площадках Югры. Десять лет выступал на сцене в качестве эстрадного певца.
Все изменило знакомство с Игорем Сиренко и создание группы «Хайтнут эрыг».
– Из исполнителя с длинными волосами в костюме со стразами, я превратился в человека, который может выйти на сцену и работать с этникой, –
рассказывает певец.
Все номера группы «Хайтнут эрыг» сопровождаются постановками. Каждый раз герои выходят в национальных костюмах, разыгрывают сценки и подыгрывают себе на традиционных инструментах ханты и манси. Так, Самуэль Баллар освоил игру на бубне. Разрешение на использование сакрального инструмента дала сказительница Мария Волдина, с которой ребята подружились. Мария погружает музыкантов в историю ханты и манси и дает советы для выступлений.
– Когда мы первый раз вышли на сцену у многих зрителей были вопросы почему армянин работает с бубном. Но я считаю, что национальность - не главное: брать этот музыкальный инструмент в руки может только человек с чистым сердцем и светлой душой. Через его вибрации нужно передавать свет и нести добро людям.
Самуэль не только освоил игру на бубне, но и практически в совершенстве овладел языками ханты и манси. Говору его научила Юлия Яркина. Они долго тренировали произношение и получили отличный результат. На первом выступлении группы никто даже представить не мог, что армянин знает язык коренных малочисленных народов Севера не хуже носителей!
Только вперед!
За год существования группы «Хайтнут эрыг» два друга достигли больших высот. Они выступали не только перед жителями Ханты-Мансийска, но и всей Югры и даже Москвы: принимали участие во Всероссийском этническом конкурсе «Вся страна», на котором попали в восьмерку лучших исполнителей из 250 групп со всей России. Также Игорь Сиренко и Самуэль Баллар представили свое творчество на Всероссийском экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
Останавливаться на достигнутом ребята не собираются. Они продолжают исследовать отдаленные уголки Югры и других регионов России. Знакомятся с различными народами и традициями, открывают для себя новые горизонты.
– В прошлом году мы ездили в экспедицию в Саранпауль, Березовский район. В этом –были в Ивделе, в поселке Ушма, рядом с перевалом Дятлова. В путешествиях много общаемся с местным населением, стараемся дойти до истоков. После каждой экспедиции в наших песнях, постановках и хореографии появляется что-то новое.
Алина Кукарских, фото автора.