Смоленские Алёнушки. Как на Смоленщине сохраняют традиционную культуру эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 4.44
(Голосов: 9)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Смоленские Алёнушки. Как на Смоленщине сохраняют традиционную культуру фото предоставлено героями материала

В Год педагога и наставника студентка Школы межэтнической журналистики Наталия Медведева посетила занятие этнографического театра-студии «Алёнушки» в городе Смоленске. Как молодёжь сохраняет русские региональные традиции, что привело их в театр-студию и чем они здесь занимаются — в материале "НацАкцента".


Смоленск — древний город с многовековой историей, отметивший в этом году 1160-летие. Особо ярким и богатым на события был сентябрь — именно тогда смоляне отмечали День города. На многих мероприятиях я встречала ребят — парней и девушек, одетых в народные костюмы. Они танцевали, рассказывали прохожим о своих нарядах и даже делились знаниями о традиционной культуре. Мне стало интересно: кто эти ребята, чем они занимаются и откуда у них интерес к народным традициям. Выяснилось, что в городе работает этнографический театр-студия «Алёнушки». Я сходила на занятие студии и побеседовала с её руководителем Еленой Ледневой.


Маленькие рукодельницы

Занятие в самом разгаре. Ребята увлеченно занимаются рукоделием и что-то обсуждают. Маленькие девочки лет пяти сидят вокруг мастера с настоящими иголками в руках. Сейчас родители ограждают своих детей: то не делай — опасно, это не бери — поранишься. А тут крошки сами старательно что-то шьют. Оказалось, что руководитель студии в этом году решилась на эксперимент и теперь обучает в том числе детей дошкольного возраста.

- Раньше, в старину, на Руси девочек пяти лет уже сажали за первую работу, — рассказывает Елена Константиновна. — С маленькими работать сложнее, но, как показала практика, к концу года они все будут шить на машинке.

Каждый ученик отвечает за свой этап работы. Один на дощечках ткёт пояс, другой набивает куклу, третий шьёт жилет. Только маленькие, которые в самом начале пути, занимаются одинаково, чтобы постичь азы швейного мастерства. Они начинают учиться на «яблочках» — подушках-игольницах, практикуя распространенные швы: «назад иголку», «вперед иголку», потайной, узелки. Миниатюрными пальчиками девочки старательно держат инструменты и повторяют движения вслед за наставником.

Коллекция кукол

На стенах комнаты работы учеников, дипломы первой степени, благодарственные письма. В шкафах за стеклом — миниатюрные куколки и игрушки. Везде — фотографии ребят в народных костюмах. Мое внимание привлекли безликие куклы.

- У нас богатейшая коллекция кукол, — замечает Елена Константиновна. — Весной я хочу сделать праздник — Возрождение Смоленской безликой куклы.

Елена Константиновна увидела Смоленскую куклу в Сергиевом Посаде и нашла её в описи коллекции мецената Марии Клавдиевны Тенишевой. С этого началась работа по изучению и воссозданию игрушки, не прекращающаяся до сих пор. Ученики студии шьют куклы, перенимая опыт предков. Сейчас в коллекции этнографической студии насчитывается более 20 кукол, с которыми ребята выступают на конкурсах и праздниках.

"Аленушки" в каждое изделие вкладывают всю душу. Руководитель студии уверена: чтобы сделать куклу, юным мастерицам надо настроиться на неё, узнать о ней, нарисовать, придумать. Нередко в куколках девочки изображают и самих себя.

Автор текста с куклой

Каждая кукла уникальна и повторяет целые комплексы смоленских костюмов, поэтому работа над ними начинается с изучения. Ребята ходят в музеи, знакомятся с историей, фотографируют нужные детали, чтобы потом самим их воссоздать. Комплексный подход учит видеть отличия между костюмами Южной и Западной Смоленщины: первые очень много взяли от украинских костюмов, а вторые похожи на белорусские и прибалтийские.

В основном в театре-студии изучается региональный материал, но если в студию приходят дети других национальностей, педагог рассказывает про особенности культуры этого народа. Например, когда в студию ходила армянка, дети изучали и армянскую куклу. Она очень отличается от смоленской, и для ребят это было интересным опытом.

- У нашей смоленской куклы есть маленькая особенность: волосы зачесывались не так, как у других. Большинство губерний укладывали волосы кукол на пробор, а у нашей они зачесаны назад, — поясняет педагог.

Не только рукоделие

Недавно в названии студии появилось слово «этнографический». Этноэлементы и до этого входили в программу "Алёнушек", теперь это закреплено и в названии. Дети не только учатся шить, но и изучают смоленские обряды, танцы и песни. В этом им помогают фольклористы и хореографы. Скоро студия приобретет музыкальные инструменты, и ребята будут учиться играть на балалайке, флейте и синтезаторе.

Благодаря расширению поля деятельности к студии присоединились и мальчики, сейчас в коллективе их четверо. Так же, как и девочки, они шьют одежду, ткут пояса, изучают традиции.

Свои умения Аленушки представляют не только в Смоленской области, но и в других регионах России, а также в Республике Беларусь.

К выступлениям иногда присоединяются родители

- Актерское мастерство помогает раскрепощаться, — делится опытом наставник. — На самом деле, у нас некоторые участники бывают зажатыми, а когда начинают выступать — меняются. Варя у нас раньше не пела совсем, а тут запела. И как запела!

- Не запела — заорала! — смеется Варвара.

- В народной песне участвуют все, — улыбается руководитель. — В хору: все орут и я ору. Громко надо петь, хорошо, чтобы было видно.


Одна семья

Когда-то я работала в школе, и по опыту знаю, что заинтересовать детей трудно, а ещё труднее — объединить их в дружный коллектив, где все будут общаться друг с другом.

Елена Константиновна проделала огромную работу в этом направлении, и теперь ребята поддерживают товарищей, помогают младшим и не хотят уходить после занятий.

- Нельзя прийти, сказать: «Так, дети, сегодня мы делаем вот это». Нет. Раз походят, два походят, на третий — не придут. Не заинтересуются, — считает наставник.

Во время нашей беседы, ребята, занятые каждый своей работой, общались между собой. Старшие сходили за выпечкой и угостили всех чаем — это здесь не запрещается. За веселым общением и хорошим отдыхом, простые кусочки ткани в руках учеников складывались в рубахи, жилетки, капюшоны. Некоторые ребята сейчас шьют костюмы по образцам IX-XII веков. Всё исключительно вручную: на многих реконструкциях, куда они ездят, важна историческая достоверность.

Участники студии на празднике "Смоленск ратный"

Рукоделие требует усидчивости, а сшить целый костюм вручную — огромный труд. Я решила узнать у детей: что их привлекает и что им нравится в театре-студии.

- В этот коллектив я пришла совсем недавно, меня сюда притянуло рукоделие. С девочками и мальчиками приятно общаться и выступать вместе, — говорит Ксюша.

- Мне нравится сплоченность нашего коллектива. Мы друг для друга — вторая семья. Мы всегда вместе, и несмотря на любые проблемы,  всегда помогаем друг другу. Мы уже не как коллектив, а как семья, — считает Варя.

- У нас и куклы, и шитье, и танцы, и бесконечные выступления, — добавляет Елена Константиновна. — В этом году, в сентябре, у нас по три выступления в неделю было. 

Вместо эпилога

- Мы сегодня до трех. А можно дольше, да? — улыбается Елена Константиновна.
- Можно до пяти... — подхватывает Паша.
- До семи... — продолжает Варя.
- И вообще отсюда уходить не надо, да? — смеется руководитель.
- Да! А что, в ту комнату поставим кровати и всё! Здесь можно жить!
- Молодцы. Это сказываются наши поездки и палаточные городки, — поясняет Елена Константиновна.

В студии рады всем. Каждого, кто приходил или уходил с занятия, ждали объятия. При мне к занятию присоединилась девочка, которая ходила в студию несколько лет назад. Из-за долгого перерыва побаивалась, как её встретят незнакомые ребята. Елена Константиновна подошла к ней и представила ребятам:

- У нас же есть альбом! Сейчас вспомним и покажем, — наставник достала фотографии.

Я уходила, когда ребята, собравшись в круг, рассматривали снимки прошлых лет. Не сомневаюсь, что здесь, в театре-студии, начинается дружба на всю жизнь.

Фото автора и студии "Алёнушки".

Тэги
Поделитесь статьей