Ансамбль "АлтайКай" – один из самых титулованных финалистов "Звука Евразии". На счету музыкантов победы в международных конкурсах, участие в масштабных проектах мирового уровня и даже рекорд Гиннесса. "НацАкцент" продолжает цикл материалов, знакомящих с участниками Всероссийского музыкального проекта "Звук Евразии".
"АлтайКай" появился в 1997 году. Это первый национальный ансамбль, участники которого владеют всеми алтайскими стилями горлового пения: каркыры (самый низкий тембр), коомей (средний тембр) и сыгыт (высокий тембр). Музыканты исполняют как традиционные фольклорные произведения, например героический эпос, так и стилизованные композиции собственного сочинения, аккомпанируя себе на народных алтайских инструментах:
- В древности у кайчы (исполнитель голового пения - прим.ред.) топшур* и икили* были как у шамана бубен. Как и наши предки, свои инструменты изготавливаем сами. Например, топшур раньше делался из дерева кедра, мастер во сне видел, где росло нужное дерево, и именно это дерево срубал. Струны натягивались из конского волоса и сухожилий животных, – рассказывает создатель "АлтайКай", продюсер, руководитель, народный кайчы Республики Алтай Урмат Ынтаев.
Древние кайчы могли исполнять кай по несколько суток. На счету у "АлтайКай" есть достижение, зафиксированное в Книге рекордов Гиннесса: 4 часа 26 минут непрерывного исполнения.
На самом деле пели ребята намного дольше, но на 27 минуте случилась десятисекундная пауза – руки устали играть. Эту заминку представители Книги расценили как нарушение условий непрерывности и остановили таймер. Кстати, рекорд этот до сих пор не побит.
За 30 лет существования, остав ансамбля неоднократно менялся, на данный момент в коллективе четыре человека: Урмат Ынтаев, Алаш Топчин, Айдын Орсулов и Иван Шарков.
- Алтайское горловое пение – особенное, в нем много от шаманизма, поэтому оно обладает лечебным действием. На Алтае испокон веков, из поколения в поколение передается эта традиция. Алаш и Айдын – мои племенники. В нашем роду были шаманы, были кайчы. Каждый из нас троих поет в одном из трех традиционных стилей. Иван – барабанщик, он в ансамбле отвечает за современную стилизацию, в наше время это очень важно, – поясняет Урмат Ынтаев.
Зачем титулованному и востребованному коллективу участвовать в музыкальных проектах? Во-первых, для "АлтайКай" важно, чтобы о старинном искусстве алтайского горлового пения узнали как можно больше людей. А во-вторых, музыкантам интересно обмениваться опытом и создавать коллаборации с представителями других культур:
- Считаю, что сегодня в России такие проекты как "Звук Евразии" очень нужны. Российская Федерация – многонациональная страна, но этническая музыка у нас только начинает развиваться. Нам важно показать в проекте, что есть алтайское горловое пение, древнее искусство, которое может влиться в любую музыкальную культуру.
Услышать живое исполнение ансамбля "АлтайКай" москвичи могут уже сегодня. 9 августа в столичном клубе O’Connell’s Pub состоится их совместный концерт с финалистами прошлогоднего проекта "Этноlife – Звук Евразии" группой VetkaFolk.
* Топшур - щепковый двухструнный музыкальный инструмент, икили - смычковый музыкальный инструмент.
Тэги