Церковь Святой Екатерины – один из свидетелей многовековой дружбы между русскими и армянами. Когда-то землю под ее строительство императорский двор выделил за особые заслуги перед короной, а возвели храм на средства армянского мецената. В наши дни церковь могут посетить все желающие, а поддерживают и ремонтируют ее на деньги петербургских армян.
Причастен каждый
Ребята из молодежной организации «НорСерунд» («Новое поколение») вместе с прихожанами зашпаклевали стены, очистили их от пыли, протерли иконы, подсвечники, и навели порядок на территории вокруг храма. Такой масштабной «генеральной уборки» с небольшим косметическим ремонтом в церкви не было уже несколько лет.
- Посмотрите, какая красивая роспись! – не сводя глаз с икон, рассказывает пастырь прихода отец Гевонд Темкин. – Трудно поверить, но еще год назад стены были черными от копоти. Туристы и посетители, которые приходили в храм считали, что это последствия пожара. В плохом состоянии был и лепной декор. Храм коптится и поэтому моют все стены. Естественно, это происходит не каждый год. Сейчас, после восстановительных работ и расчистки, в церкви стало светло. Правда, для дальнейшей реставрации нужны средства. В ремонте нуждается фасад. Будут деньги займемся и этими работами. Так получается, что у нас нет постоянного финансирования. Все делается за счет прихожан. Исправить ситуацию поможет федеральная программа по реставрации. Если церковь получит средства, мы будем просто счастливы.
- Когда в храме всё чисто, позолота сияет отраженным светом свечей и лампад, - говорит руководитель армянской диаспоры в Санкт-Петербурге Карен Мкртчян. – Наша «жемчужина» на Невском проспекте стала ярче. Церковь и община в Северной столице составляют одно неразрывное целое. Они как тело и душа, духовные скрепы объединяют армянский народ. Восстановление храма – это не восстановление стены, а созидание общины. Кстати, удивительные росписи расчищали хлебным мякишем. Эта такая методика аккуратной расчистки живописи.
- Ремонтные работы были похожи на большой субботник, - говорит представитель молодежной организации «Нор-Серунд» Ваге Товмасян. - Правда длился он дольше обычного. На протяжении нескольких недель мы приходили сюда по выходным. Было нелегко, но благодаря слаженной и дружной работе удалось привести все в порядок. Вот такой месячник чистоты. Для меня было важно принять участие в ремонтных работах. Ведь я будущий архитектор, учусь в вузе, интересно было «приложить» руку к древним стенам. Это незабываемо.
В дар от императрицы
Со строительством церкви Святой Екатерины связано много тайн и чудес. Участок земли, на котором стоит храм - подарок Екатерины II. По мотивам истории возведения церкви можно снять романтический фильм, основанном на реальных событиях. В этой удивительной истории, переплетенной с бурными романами императрицы, не обошлось без неугомонного филантропа, финансиста армянского происхождения, «ювелира Ее Величества» - Оганеса Лазарева.
В XVIII веке у богатых людей в тренде была вовсе не американская валюта, как сейчас, а драгоценные камни. Поэтому предприимчивый бизнесмен их и коллекционировал. Он стал обладателем самого большого в мире алмаза «Орлов». Впрочем, свое нынешнее название алмаз получил после того, как его перекупил фаворит императрицы Григорий Орлов. Он то и подарил драгоценность Екатерине II. Ну а императрица в знак благосклонности к Лазареву выделила участок под строительство храма на Невском проспекте.
Возвели духовную обитель быстро. Проект стоил баснословных по тем временам денег, но большую часть средств вложил Оганес Лазарев.
Наше будущее – с Россией!
С приходом советской власти храм закрыли. Во время войны в нем находился штаб ПВО, а после — мастерская декораций театра музыкальной комедии. Здание не избежало обычной для большинства церквей участи: из них изымали все мало-мальски ценное и отдавали под клубы, зернохранилища, склады, мелкие производства. Храм постепенно ветшал. Но в марте 1993 года его вернули армянской общине и в нем прошло первое после долгого перерыва богослужение.
- Первые армяне поселились в Петербурге в начале 18 века, практически со дня основания города, - отмечает Карен Мкртчян. - Постепенно народ создал торговую сеть и влияние общины расширялось. Армения веками являлась форпостом христианства на Востоке, что определило тесное стратегическое партнерство с Россией. Сегодня для питерских армян Северная столица - вторая Родина. И если старшее поколение — это в основном переселенцы с Кавказа, то их дети уже чувствуют себя коренными россиянами. Для большинства из них Армения — красивая страна предков, но свое будущее они видят только здесь, в России.
Тэги