Брать с мигрантов штрафы за незнание русского языка или совсем отменить языковой экзамен? Сделать ставку на высококвалифицированных мигрантов и соотечественников или смириться с тем, что в Россию в основном приезжают мигранты без профессионального образования? Принять, наконец, новый закон об адаптации и интеграции мигрантов или ограничиться дополнениями в уже существующие?
На круглом столе "Социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Российской Федерации" мнения порой звучали диаметрально противоположные. На встрече профильных институтов власти и общественников в Государственной Думе побывал "НацАкцент".
А кто нам нужен?
Необходимость совершенствовать миграционное законодательство назрела давно. Но вот в чем именно состоит это самое совершенствование – вопрос дискуссионный и очень важный. Тон дискуссии задал председатель Комитета по делам национальностей Государственной Думы Геннадий Семигин:
- Концепция государственной миграционной политики – устарела. Реалии за последнее время существенно поменялись. Президент рано или поздно поставит задачу концепцию доработать. Это вопрос времени. Нам надо понимать, в какую сторону двигаться. Какие мигранты нам нужны? Что мы можем сделать для их адаптации? А для этого нужно выработать консолидированную позицию.
Руководитель рабочей группы по нормативно-правовому регулированию социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, беженцев и временных переселенцев ГД Анастасия Удальцова считает, что трудовая миграция в современном ее виде – одна из главных проблем на пути выстраивания гармоничных межнациональных отношений. По мнению спикера, основной поток мигрантов пребывает в Россию из стран постсоветского пространства и в большинстве своем – это молодые люди зачастую не владеющие русским языком на должном уровне и не имеющие востребованной на российском рынке труда специальности. Такие мигранты и не пытаются адаптироваться, потому что не связывают свое будущее с Россией:
- Наше законодательство сейчас ориентировано на привлечение временных иностранных работников, поэтому не способствует успешной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Прямое следствие – изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к мигрантам. Сегодня необходимо создавать условия и стимулы для переселения в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, содействовать внутренней миграции, разрабатывать дифференцированные механизмы привлечения и отбора иностранной рабочей силы.
Что касается интеграции в российское общество граждан стран Центральной Азии, облегчить процесс, по мнению Удальцовой, может создание Центров адаптации будущих мигрантов еще в странах исхода.
Согласен с коллегой и первый заместитель комитета ГД по контролю Дмитрий Гусев. Он полагает, что в Европе и США сейчас проживает достаточное количество представителей христианской культуры, которые хотели бы переехать в Россию как страну, больше соответствующую их ценностям. И именно для таких переселенцев должен быть зеленый свет:
- Есть люди, воспитанные в христианской культуре, на традиционных российских ценностях. Но получить гражданство им очень сложно. Давайте упрощать процедуру,
– предлагает Гусев.
Страсти по языку
Заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан Сергей Бочков считает, что к мигрантам необходим дифференцированный подход: тем, кто способен в процессе работы, то есть в реальной жизни, адаптироваться к новым условиям, нужно помогать легализоваться и задержаться в стране с помощью простых и понятных механизмов. А ко всем остальным – быть максимально жесткими:
- Мигранты должны понимать, что если они не хотят принимать правила, – их неминуемо депортируют.
Одной из важнейших проблем на пути интеграции иностранных граждан в российское общество эксперт считает недостаточное знание многими мигрантами русского языка:
- Существующая система сдачи экзамена по русскому формирует коррупционную среду. Значит, эту систему надо менять. Нужны дополнительные курсы по русскому для мигрантов, раз существующие программы не справляются с поставленными задачами.
Не менее важной проблемой Бочков считает недостаточное знание русского языка детьми мигрантов: в России находится несовершеннолетние, не владеющих государственным языком страны. При этом, далеко не все из них ходят в школы, а значит не проходят адаптацию. Взять ситуацию под контроль – одна из насущных задач.
Предложения в ответ прозвучали прямо противоречащие друг другу: одни эксперты считают нужным ввести коэффициент к зарплате для учителей, работающих с детьми-мигрантами, другие - не пускать несовершеннолетних в страну: зачем брать с собой детей в командировку?!
Как именно можно способствовать изучению русского языка предложила начальник Главного управления по вопросам миграции МВД Валентина Казакова.
По задумке МВД, поощрить мигрантов должно введение балльной системы оценки знания русского. Чем лучше иностранец владеет русским – тем выше его "языковой рейтинг" и тем меньше налогов и сборов ему придется платить.
Экзамены при этом сдавать в России не обязательно: по аналогии с языковыми экзаменами за границей, пройти тестирование можно будет заранее, еще в стране исхода. Если результат не высокий – въехать в Россию разрешат, но за год, пока будет длится адаптационный период, рейтинг необходимо повысить.
НКО и адаптация
По мнению заместителя руководителя ФАДН России Станислава Бедкина, мигранты, которые находятся в нашей стране, – крайне неохотно адаптируются к российским культурным реалиям.
- Давайте будем честными - Россия не привлекает высококвалифицированных мигрантов. Наше последнее исследование показывает: свыше 50% иностранцев считают свои религиозные традиции выше светских норм законов, а более 25% готовы свои ценности защищать на несанкционированных акциях.
Бедкин считает, что в недостаточной адаптации частично виноваты муниципальные и региональные власти, которые вместо мероприятий, способных помочь переселенцам интегрироваться в общество, проводят "национальные праздники и фестивали", не дающие желаемого эффекта.
Член Общественной палаты России Маргарита Лянге уверена в том, что гражданское общество – важный институт для работы с мигрантами. И его нужно обязательно поддерживать, а с недобросовестными НКО должна справиться система аудита:
- Контроль поможет выявить те некоммерческие организации, которые работают на результат, а не получают из бюджета средства для поддержания собственной деятельности.
При этом по мнению Лянге, ведущую роль в адаптации и интеграции мигрантов должно играть государство: некоммерческий сектор может выступать в качестве помощника, а не единственного исполнителя.
И снова русский
Во второй половине встречи, когда за круглым столом остались только самые стойкие, стало окончательно понятно, что о единстве мнений, к сожалению, говорить не приходится.
Член Совета при Президенте РФ по русскому языку Анжела Довжикова предположила, что допущение возможности въезда в РФ с трудовыми целями иностранцев без знания русского повлияет на престиж этого языка в странах исхода:
- За последнее время экзамен по русскому для иностранцев и так стал слишком простым, требования к мигрантам снизились. Мы знаем, что во многих странах бывшего СССР, русский уже почти не знают. И станут учить еще меньше, если мы не ужесточим требования к экзамену, в том числе вернув в него раздел "говорение", а, наоборот, допустим возможность работы в России тем, кто язык знает очень плохо.
Согласны с экспертом и представители университетского сообщества:
- Убрать из экзамена раздел "говорение" и предполагать, что разговорную речь мигранты подтянут в процессе, это тоже самое, что выдавать права, предполагая, что водить люди научатся уже за рулем, –
заметил первый проректор СпбГУ Александр Бабич.
Что в итоге?
По итогам круглого стола с учетом всех мнений представят рекомендации по совершенствованию миграционного законодательства. Адресаты этих документов – Правительство РФ и профильные федеральные ведомства.
В том числе, по информации "Национального акцента", среди рекомендаций - "рассмотреть возможность разработки проекта базового федерального закона "О социальной и культутрной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации", устанавливающего правовые, организационные и экономические основы социальной и культурной адаптации иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации ии их интеграции в российское общество". В кулуарах Думы этот закон готовят и обсуждают уже несколько лет, но до стадии рассмотрения он пока так и не дошел.