72 участника из 8 федеральных округов, 35 регионов, 32 академических часа теории, 24х7 практики, этноэкспедиция, недосып и десятки новых друзей со всей страны. В начале декабря лучшие студенты Школы межэтнической журналистики приняли участие в федеральном блоке занятий.
Началось пребывание "школьников" в столице с посещения двух флагманских мероприятий Гильдии межэтнической журналистики.
День первый. Смотрим на других и показываем себя
29 ноября ребята стали участниками VI Медиафорума этнических и региональных СМИ и гостями церемонии награждения победителей ХIV Всероссийский конкурс средств массовой информации «СМИротворец» на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений.
Впрочем, некоторые одним "посещением" не ограничились. Студенты Школы из Воронежа Софья Селезнева и Даниил Константинов выступили спикерами на секции Медиафорума "Медиакоммуникации в молодежной среде: приоритеты и вызовы".
А слушательница псковской Школы Татьяна Рачинская стала лауреатом "СМИротворца" в номинации "Поколение мультимедиа".
День второй. Уехали за МКАД и сдали паспорта
30 ноября ребята "переехали" из московского отеля в подмосковный, где проходили основные активности федерального модуля курса. Начался день с волнений: у всех пассажиров автобуса забрали паспорта. Но тревога была ложной: документы вернули уже через пару часов, оформив новых постояльцев в отель.
Пятидневный федеральный модуль обучения студентов всероссийского наставнического проекта Школа межэтнической журналистики стартовал под звуки лопающихся воздушных шариков. Так участники выбирали очередность представления своей региональной школы.
Презентации 16-ти региональных школ прошли с дегустацией национальных блюд, танцами и песнями народов России, квестами и зарисовками. Многие ребята надели на выступления национальные костюмы своих народов.
День третий. Знакомимся с Федеральным агентством по делам национальностей и снимаем ТикТоки
Насыщенный второй день начался мастер-классом Полины Романовой, куратора Школы из Сыктывкара. Результатом тренинга «Как сделать СМИ в национальном регионе интересным и современным?» стали 20 ярких заголовков. «Сомнительные кураторы. Останемся ли мы за МКАДОМ без паспортов?», «Какие тайны хранятся за закрытыми дверями отеля Виноградово?» - так могли бы называться возможные материалы-расследования молодых журналистов.
Вместе с наставником из Воронежа Марией Андреевой слушатели научились «не запарывать интервью», куратор барнаульской Школы, шеф-редактор "Алтайской правды" Олег Купчинский помог ребятам находить и исключать из своих материалов негативно окрашенную лексику - "язык вражды". А наставник школы в Пскове Ольга Миронович поделилась рецептами подготовки юных лауреатов "СМИротворца" (три раза номинацию "Поколение мультимедиа" выигрывали псковские выпускники) и приемами, помогающими освещать непростую "мигрантскую" тему.
В перерыве между спикерами ребята успели провести этноквест, разделившись на команды и показав друг другу гастрономические, музыкальные и обрядовые этнобренды шести регионов России.
Следующим гостем стал Абдулгамид Булатов, начальник Управления мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма и взаимодействия с религиозными объединениями ФАДН России. Он рассказал о многонациональной России, исторических особенностях становления государства, характерных чертах и основных угрозах межнациональному миру и согласию.
День завершился мастер-классом президента Гильдии межэтнической журналистики Маргариты Лянге «Зачем журналисты идут в ТикТок?».
А результатами дня стали материалы студентов, подготовленные в ходе игры «Репортаж на коленке» и размещенные в социальной сети ВКонтакте под хештегом #ШМЖ22.
День четвертый. Отправляемся в этнопутешествие
С самого начала проекта обязательной частью финальных событий Школы межэтнической журналистики была этноэкспедиция. В этом году ребята отправились в Сергиево-Посадский район Московской области.
Первая остановка - поселок Богородское, где зародился русский народный промысел «Богородская резьба».
В Музее Богородской игрушки ребята познакомились со всеми этапами производства деревянных игрушек из мягких пород дерева (липы, осины). Они посетили мастерские, где в технике уникальной резьбы создаются неваляшки, барыни, гусары, кони, кузнецы и, конечно, знаменитые богородские медведи.
После экскурсии по выставочным залам с работами первых мастеров и современными авторами, они перенеслись в начало 20 века. В избе, где когда-то работали первые мастера фабрики, на мастер-классе «Новогодняя сказка в Богородском» молодые журналисты раскрасили снеговичка и елочку.
Через час этноэкспедиция оказалась сначала в Монголии, потом в Киргизии, а затем через полуостров Ямал попала на Чукотку. Как же так получилось? «Кочевали» студенты по этнопарку. В уникальном этнографическом парке под открытом небом «Кочевник» студентов познакомили с аутентичными жилищами, бытом, традициями и культурой кочевых народов разных регионов.
Завершился день в крупнейшем мужском монастыре Русской православной церкви с многовековой историей. Свято-Троицкая Сергиева лавра, основанная в 1051 году при князе Ярославе, считается одним из первых монастырей на Руси. Здесь слушателей Школы ждала обзорная экскурсия.
День пятый. Познаем нюансы государственной национальной политики и играем на эрзянских инструментах
Первая лекция дня была посвещена национальным СМИ. О тонкостях национального вещания и республиканской периодике студентам рассказала наставник Школы в Элисте Светлана Эрендженова.
Ключевым гостем четвертого дня стала начальник Департамента национальной политики Управления Президента РФ по внутренней политике Татьяна Вагина. Она рассказала об итогах года в связи с 10-летием основного документа в этой сфере – Стратегии государственной нацполитики Российской Федерации.
"Основные направления - качество информационного сопровождения Стратегии, работа с институтами гражданского общества, выстраивание эффективной вертикали власти, принятие верных управленческих решений, настраивание систем мониторинга раннего выявления конфликтов. Конечно, Стратегия должна уточняться, в том числе с учетом данных недавней переписи населения", —
отметила Вагина.
Лекция плавно перетекла в бурную сессию "вопросы-ответы". В частности, студенты затронули тему качества уроков "Разговоры о важном", которые с нового учебного года стартовали во всех школах и колледжах страны. Они рассказали о скучной подаче "важных тем" их младшим братьям и сестрам, предложили руководителю департамента внести коррективы в программу. К примеру, рассказывать детям об истории страны через мультфильмы.
Татьяна Вагина поблагодарила молодых журналистов за предложения и за то, что выбрали для работы непростую межэтническую тему.
"Не ставьте себе рамки, но соблюдайте законные ограничения. Давайте нам объективную картину, в которой мы очень нуждаемся и очень вам за это признательны. Нам важно быть с вами в честном диалоге. Мы хотим, искренне и честно, быть в контакте с людьми, которые пишут на межэтническую тему" -
призналась спикер.
В тот же день студенты побывали на мастер-классах наставников Школы Елены Домчевой "Играем в заголовки" и Валентины Вараксиной "Как видеоисторию сделать сногсшибательной".
Завершился день встречей с этномузыкологом, солисткой группы "ОЙМЕ" Ежевикой Спиркиной и подведением итогов дня в конкурсе "Репортаж на коленке".
День шестой. Учимся делать проекты и подводим итоги
Одним из самых насыщенных стал заключительный день московского интенсива.
С утра ребята «размялись» медиаигрой «Три газеты». Молодые люди, поделились на редакции разных типов газет: общественно-политической, деловой и «желтой». По заданию Елены Домчевой, ведущего редактора «Российской газеты», они трансформировали новость под стиль работы каждого издания.
Затем встретились с руководителем пресс-службы Росмолодежи Ольгой Чирковой. Миссия Росмолодёжи – создание среды, которая поможет молодым людям найти и реализовать свои мечты и таланты. Для молодых работников медиа в агентстве раздаются гранты, организуются форумы регионального и федерального уровня. Ольга пригласила коллег активно подавать заявки, проходить стажировки в агентстве.
В свою очередь президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге предложила сделать совместный проект, объединив этноэкспедиции журналистов с поощрительным проектом «Больше, чем путешествие» с целью вовлечения большего количества выпускников Школы в поездки по регионам России.
О своем видении патриотизма и проектах Дома народов России слушателям рассказал советник директора Дома народов России Тимур Мухамедов. После его выступления психологические советы ребятам дала клинический психолог Елена Мухамедова.
Во второй половине дня у каждого слушателя была возможность рассказать о своих впечатлениях о проекте и написать свои пожелания и предложения на доске.
Ребята признавались Школе в любви, мечтали встретится еще, предлагали отправиться вместе в экспедицию и организовать клуб выпускников!
А еще вспоминали все, что было снято и написано, и немного завидовали будущим поколениям "школьников", у которых еще все впереди.
Накануне студенты, "возмущенные" своим графиком, "потребовали" от наставников тоже выполнить творческое задание: снять стопмоушен. Кураторы вызов приняли.
Закончился день вручением сертификатов и взаимными поздравлениями!
День седьмой. Обнимаемся и плачем
В понедельник студенты разъехались по своим регионам. Прощание на Белорусском вокзале превратилось в фестиваль объятий. Многие с трудом сдерживали слезы. Но все верили - это еще не конец. Как сказал студент из Якутии Эльдар Садовников, на предстоящий уже совсем скоро встречи Нового Года теперь каждый будет знать, что одновременно с ним праздник ждут друзья еще в 35 регионах!
Всероссийский наставнический проект "Школа межэтнической журналистики" реализуется ФАДН России и Гильдией межэтнической журналистики.
Текст: Юлия Бобкова, Залина Бедоева
Фото: Юлия Бобкова, Алена Миронец, Залина Бедоева, Ольга Миронович, Елена Домчева, Хаджимурад Сагитов, Наталья Львова.
Видео: студенты и наставники Школы межэтнической журналистики.